Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Студенческая вовлеченность как инструмент оценки качества образования в российских университетах

https://doi.org/10.15826/umpa.2023.02.012

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена описанию опыта использования подхода по измерению студенческой вовлеченности (student engagement), разработанного на основе идей А. Астина, Р. Пэйса, Дж. Куха, П. Эвелла, Э. Паскарелла и П. Теренцини, в российских вузах для оценки качества высшего образования. Данный подход начал применяться в американской системе высшего образования с конца XX в. В силу относительной дешевизны и простоты реализации, а также возможности выработки конкретных эффективных рекомендаций для совершенствования образовательного процесса, в первое десятилетие XXI в. данный подход стал использоваться в других странах как отдельными университетами, так и в национальном масштабе. Однако его применимость в образовательных контекстах, отличных от американской системы высшего образования, до сих пор вызывает вопросы. В статье представлены базовые предпосылки данного подхода, история его развития и распространения в мире, а также границы применимости для оценки качества высшего образования. Особое внимание уделено опыту использования подхода в российских вузах и его ограничениям в силу особенностей национального контекста. В данной статье впервые обобщаются результаты российских исследований студенческой вовлеченности, на основании которых можно сделать выводы о применимости подхода в отечественной системе высшего образования. Кроме того, в работе представлены выводы о возможностях сопоставления результатов измерения студенческой вовлеченности между университетами и странами в разные периоды времени. В заключении даются практические рекомендации использования подхода для решения разных университетских задач. Статья будет полезна руководителям вузов для выстраивания эффективной образовательной политики, преподавателям – для развития преподавательских практик и совершенствования работы со студентами, исследователям – для ознакомления с ландшафтом работ о студенческой вовлеченности и поиска перспективного направления для будущих исследований.

Об авторе

Н. Г. Малошонок
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Малошонок Наталья Геннадьевна – кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования

101000, Москва, Потаповский переулок, 16, стр. 10



Список литературы

1. McCormick A. C. Toward Reflective Accountability: Using NSSE for Accountability and Transparency // New Directions for Institutional Research. 2009. Vol. 141. P. 97–106. DOI: 10.1002/ir.289.

2. McCormick A. C., Kinzie J., Gonyea R. M. Student Engagement: Bridging Research and Practice to Improve the Quality of Undergraduate Education // Higher Education: Handbook of Theory and Research. Vol. 28 / M. B. Paulsen (ed.). Dordrecht : Springer, 2013. P. 47–92.

3. Krause K. L., Coates H. Students’ Engagement in First-Year University // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2008. Vol. 33, no. 5. P. 493–505. DOI: 10.1080/02602930701698892.

4. Kuh G. D. What We’re Learning About Student Engagement From NSSE: Benchmarks for Effective Educational Practices // Change: The Magazine of Higher Learning. 2003. Vol. 35, no. 2. P. 24–32. DOI: 10.1080/00091380309604090.

5. Kuh G. D. What Student Engagement Data Tell Us about College Readiness // Peer Review. 2007. Vol. 9, no. 1. P. 4–8.

6. Coates H., McCormick A. C. Introduction: Student Engagement – A Window into Undergraduate Education // Engaging University Students: International Insights from System-Wide Studies / H. Coates, A. C. McCormick (eds.). Dordrecht : Springer, 2014. P. 1–12.

7. Zeng L. M., Fryer L. K., Zhao Y. A Comparison of Three Major Instruments Used for the Assessment of University Student Experience: Toward a Comprehensive and Distributed Approach // Higher Education Quarterly. 2023. Vol. 77, no. 1. P. 27–44. DOI: 10.1111/hequ.12363.

8. Coates H. B. Australasian Survey of Student Engagement : Institution Report. [S. l.] : ACER, 2008. 27 p.

9. Coates H. Development of the Australasian Survey of Student Engagement (AUSSE) // Higher Education. 2010. Vol. 60 (1). P. 1–17. DOI: 10.1007/s10734-009-9281-2.

10. Gilardi S., Guglielmetti C. University Life of Non-Traditional Students: Engagement Styles and Impact on Attrition // The Journal of Higher Education. 2011. Vol. 82, no. 1. P. 33–53. DOI: 10.1080/00221546.2011.11779084.

11. Chi X., Liu J., Bai Y. College Environment, Student Involvement, and Intellectual Development: Evidence in China // Higher Education. 2017. Vol. 74, no. 1. P. 81–99. DOI: 10.1007/s10734-016-0030-z.

12. Yamada R. Comparison of Student Experiences in the Era of Massification: Analysis of Student Data from Japan, Korea and the USA // Managing International Connectivity, Diversity of Learning and Changing Labour Markets / Mok K. (ed.). Singapore : Springer, 2017. P. 169–186.

13. Choi B. K., Rhee B. S. The Influences of Student Engagement, Institutional Mission, and Cooperative Learning Climate on the Generic Competency Development of Korean Undergraduate Students // Higher Education. 2014. Vol. 67, no. 1. P. 1–18. DOI: 10.1007/s10734-013-9637-5.

14. Strydom F., Kuh G., Mentz M. Enhancing Success in South Africa’s Higher Education: Measuring Student Engagement // Acta Academica. 2010. Vol. 42, no. 1. P. 259–278.

15. Tadesse T., Manathunga C. E., Gillies R. M. The Development and Validation of the Student Engagement Scale in an Ethiopian University Context // Higher Education Research & Development. 2018. Vol. 37, no. 1. P. 188–205. DOI: 10.1080/07294360.2017.1342605.

16. Правдина М. Стили преподавания и вовлеченность студентов ГУ ВШЭ в процесс обучения: оценка позитивных эффектов // Мониторинг университета. 2010. № 3. С. 2–11.

17. Zhao C.-M., Kuh G. D., Carini R. M. A Comparison of International Student and American Student Engagement in Effective Educational Practices // The Journal of Higher Education. 2005. Vol. 76, no. 2. P. 209–231. DOI: 10.1080/00221546.2005.11778911.

18. Huang Y.-R., Chang S.-M. Academic and Cocurricular Involvement: Their Relationship and the Best Combinations for Student Growth // Journal of College Student Development. 2004. Vol. 45, no. 4. P. 391–406. DOI: 10.1353/csd.2004.0049.

19. Hsieh T.-L. Motivation Matters? The Relationship among Different Types of Learning Motivation, Engagement Behaviors and Learning Outcomes of Undergraduate Students in Taiwan // Higher Education. 2014. Vol. 68, no. 3. P. 417–433. DOI: 10.1007/s10734-014-9720-6.

20. Hagel P., Carr R., Devlin M. Conceptualising and Measuring Student Engagement through the Australasian Survey of Student Engagement (AUSSE): A Critique // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2012. Vol. 37, no. 4. P. 475–486. DOI: 10.1080/02602938.2010.545870.

21. Maloshonok N., Shcheglova I. Do the Effects of Student Engagement on the Development of Generic Differ across Nations? // European Journal of Higher Education. 2023. Vol. 13, no. 1. P. 80–101. DOI: 10.1080/21568235.2021.1992641.

22. Maloshonok N. Do Student Engagement Patterns Differ Across National Higher Education Systems? The Comparison of US, Chinese, and Russian High-Level Research-Intensive Universities // Innovations in Education and Teaching International. 2023. February, 26. P. 1–12. DOI: 10.1080/14703297.2023.2183883.

23. Carini R. M., Kuh G. D., Klein S. P. Student Engagement and Student Learning: Testing the Linkages // Research in Higher Education. 2006. Vol. 47. P. 1–32. DOI: 10.1007/s11162-005-8150-9.

24. Kuh G. D., Cruce T. M., Shoup R., Kinzie J., Gonyea R. M. Unmasking the Effects of Student Engagement on First-Year College Grades and Persistence // The Journal of Higher Education. 2008. Vol. 79, no. 5. P. 540–563. DOI: 10.1080/00221546.2008.11772116.

25. Kuh G. D. The National Survey of Student Engagement: Conceptual and Empirical Foundations // New Directions for Institutional Research. 2009. Vol. 141. P. 5–20. DOI: 10.1002/ir.283.

26. Pascarella E. T., Seifert T. A., Blaich C. How Effective are the NSSE Benchmarks in Predicting Important Educational Outcomes? // Change: The Magazine of Higher Learning. 2010. Vol. 42, no. 1. P. 16–22. DOI: 10.1080/00091380903449060.

27. Kahu E. R. Framing Student Engagement in Higher Education // Studies in Higher Education. 2013. Vol. 38, no. 5. P. 758–773. DOI: 10.1080/03075079.2011.598505.

28. Малошонок Н. Г. Студенческая вовлеченность как социальное явление: теория и методология исследования : дис. … канд. социол. наук. Москва : [б. и.], 2014. 232 с.

29. Mann S. J. Alternative Perspectives on the Student Experience: Alienation and Engagement // Studies in Higher Education. 2001. Vol. 26, no. 1. P. 7–20. DOI: 10.1080/03075070020030689.

30. Thomas L. Student Retention in Higher Education: The Role of Institutional Habitus // Journal of Education Policy. 2002. Vol. 17, no. 4. P. 423–442. DOI: 10.1080/02680930210140257.

31. Bryson C., Hardy C., Hand L. An In-Depth Investigation of Students’ Engagement throughout Their First Year in University // UK National Transition Conference (London, 2009, May, 22–24). Newcastle University, 2009. [S. p.].

32. Pascarella E. T. Using Student Self-Reported Gains to Estimate College Impact: A Cautionary Tale // Journal of College Student Development. 2001. Vol. 42, no. 5. P. 488–492.

33. Ewell P. T., Jones D. P. Actions Matter: The Case for Indirect Measures in Assessing Higher Education’s Progress on the National Education Goals // Journal of General Education. 1993. Vol. 42, no. 2. P. 56–121.

34. Ewell P. T., Jones D. P. Indicators of «Good Practice» in Undergraduate Education: A Handbook for Development and Implementation. Boulder, CO : National Center for Higher Education Management Systems, 1996. 117 p.

35. Long D. Theories and Models of Student Development // Environments for Student Growth and Development: Librarians and Student Affairs in Collaboration / L. J. Hinchliffe & M. A. Wong (eds.). Chicago : Association of College & Research Libraries, 2012. P. 41–55.

36. Astin A. W. Student Involvement: A Developmental Theory for Higher Education // Journal of College Student Personnel. 1984. Vol. 25, no. 4. P. 297–308.

37. Astin A. W. Student Involvement: A Developmental Theory for Higher Education // Journal of College Student Development. 1999. Vol. 40, no. 5. P. 518–529.

38. Pace R. C. Measuring the Quality of Student Effort // Current Issues in Higher Education. 1980. Vol. 2, no. 1. P. 10–16.

39. Pace C. R. Measuring the Quality of College Student Experiences: An Account of the Development and Use of the College Student Experiences. Questionnaire. University of California : Higher Education Research Institute, Graduate School of Education, 1984. 142 p.

40. Kuh G. D., Kinzie J. L., Buckley J. A., Bridges B. K., Hayek J. C. What Matters to Student Success: A Review of the Literature (Vol. 8). Washington, DC : National Postsecondary Education Cooperative, 2006. 156 p.

41. Chickering A. W., Gamson Z. F. Seven Principles for Good Practice in Undergraduate Education // AAHE Bulletin. 1987. Vol. 39, no. 7. P. 3–7.

42. Kuh G. D., Pace C. R., Vesper N. The Development of Process Indicators to Estimate Student Gains Associated with Good Practices in Undergraduate Education // Research in Higher Education. 1997. Vol. 38, no. 4. P. 435–454.

43. McCormick A. C., Gonyea R. M., Kinzie J. Refreshing Engagement: NSSE at 13 // Change: The Magazine of Higher Learning. 2013. Vol. 45, no. 3. P. 6–15. DOI: 10.1080/00091383.2013.786985.

44. Howson C., Buckley A. Development of the UK Engagement Survey // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2017. Vol. 42, no. 7. P. 1132–1144. DOI: 10.1080/02602938.2016.1235134.

45. Ross H., Cen Y., Zhou Z. Assessing Student Engagement in China: Responding to Local and Global Discourse on Raising Educational Quality // Current Issues in Comparative Education. 2011. Vol. 14, no. 1. P. 24–37.

46. Shi J., Wang S., Li G. «Why» and «How» Matters: Student Engagement in China’s Universities // Higher Education Forum. 2013. Vol. 10. P. 51–70.

47. Малошонок Н. Г. Взаимосвязь использования Интернета и мультимедийных технологий в образовательном процессе со студенческой вовлеченностью // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 59–83. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-4-59-83.

48. Щеглова И. А. Кросс-культурное сравнение учебной вовлеченности студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 3 (115). С. 155–164. DOI: 10.15826/umpa.2018.03.034.

49. Щеглова И. А., Корешникова Ю. Н., Паршина О. А. Роль студенческой вовлеченности в развитии критического мышления // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 264– 289. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-264-289.

50. Shcheglova I., Gorbunova E., Chirikov I. The Role of the First-Year Experience in Student Attrition // Quality in Higher Education. 2020. Vol. 26, no. 3. P. 307–322. DOI: 10.1080/13538322.2020.1815285.

51. Kahn P. Higher Education Policy on Student Engagement: Thinking Outside the Box // Higher Education Policy. 2017. Vol. 30, no. 1. P. 53–68. DOI: 10.1057/s41307-016-0031-7.

52. Kahn P. Theorizing Student Engagement in Higher Education // British Educational Research Journal. 2014. Vol. 40, no. 6. P. 1005–1018. DOI: 10.1002/berj.3121.

53. Macfarlane B., Tomlinson M. Critiques of Student Engagement // Higher Education Policy. 2017. Vol. 30, no. 1. P. 5–21. DOI: 10.1057/s41307-016-0027-3.

54. Bowman N. A. Can 1st-Year College Students Accurately Report Their Learning and Development? // American Educational Research Journal. 2010. Vol. 47, no. 2. P. 466–496. DOI: 10.3102/0002831209353595.

55. Conway J. M., Lance C. E. What Reviewers Should Expect from Authors Regarding Common Method Bias in Organizational Research // Journal of Business and Psychology. 2010. Vol. 25. P. 325–334. DOI: 10.1007/s10869-010-9181-6.

56. Zilvinskis J., Masseria A. A., Pike G. R. Student Engagement and Student Learning: Examining the Convergent and Discriminant Validity of the Revised National Survey of Student Engagement // Research in Higher Education. 2017. Vol. 58, no. 8. P. 880–903. DOI: 10.1007/s11162-017-9450-6.

57. Zepke N. Student Engagement Research in Higher Education: Questioning an Academic Orthodoxy // Teaching in Higher Education. 2014. Vol. 19, no. 6. P. 697–708. DOI: 10.1080/13562517.2014.901956.

58. Macfarlane B. Student Performativity in Higher Education: Converting Learning as a Private Space into a Public Performance // Higher Education Research & Development. 2015. Vol. 34, no. 2. P. 338–350. DOI: 10.1080/07294360.2014.956697.

59. Kinzie J., Gonyea R., Kuh G. D., Umbach P., Blaich C., Korkmaz A. The Relationship between Gender and Student Engagement in College // 32nd Annual Conference of the Association for the Study of Higher Education. Kentucky : Louisville, 2007. P. 1–36.

60. Saenz V. B., Hatch D., Bukoski B. E., Kim S., Lee K. H., Valdez P. Community College Student Engagement Patterns: A Typology Revealed through Exploratory Cluster Analysis // Community College Review. 2011. Vol. 39, no. 3. P. 235–267. DOI: 10.1177/0091552111416643.

61. Sontam V., Gabriel G. Student Engagement at a Large Suburban Community College: Gender and Race Differences // Community College Journal of Research and Practice. 2012. Vol. 36, no. 10. P. 808–820. DOI: 10.1080/10668926.2010.491998.

62. Hu S., Wolniak G. C. College Student Engagement and Early Career Earnings: Differences by Gender, Race/Ethnicity, and Academic Preparation // The Review of Higher Education. 2013. Vol. 36, no. 2. P. 211–233. DOI: 10.1353/rhe.2013.0002.

63. Hu S., Kuh G. D. Being (Dis)Engaged in Educationally Purposeful Activities: The Influences of Student and Institutional Characteristics // Research in Higher Education. 2002. Vol. 43, no. 5. P. 555–575. DOI: 10.1023/A:1020114231387.

64. Hedrick B., Dizen M., Collins K., Evans J., Grayson T. Perceptions of College Students with and without Disabilities and Effects of STEM and Non-STEM Enrollment on Student Engagement and Institutional Involvement // Journal of Postsecondary Education and Disability. 2010. Vol. 23, no. 2. P. 129–136.

65. Малошонок Н. Г. Студенческая вовлеченность: почему важно изучать процесс обучения, а не только его результат? // Мониторинг университета. 2011. № 6. С. 11–21.

66. Фрумин И. Д., Добрякова М. С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 159–191.

67. Малошонок Н. Г. Измерение студенческой вовлеченности: основные методы и их ограничения // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2013. № 36. C. 177–199.

68. Малошонок Н. Г. Вовлеченность студентов в учебный процесс в НИУ ВШЭ в 2011 и 2012 гг. // Universitas. Журнал о жизни университетов. 2013. Т. 1, № 1. С. 23–47.

69. Малошонок Н. Г. Вовлеченность студентов в учебный процесс в российских вузах // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 37–44.

70. Малошонок Н. Г. Студенческая вовлеченность в учебный процесс: методология исследований и процедура измерения // Социологические исследования. 2014. № 3 (359). С. 141–147.

71. Отчет по проекту «Мониторинг студенческих характеристик и траекторий». Москва : НИУ ВШЭ, 2014. 70 c.

72. Малошонок Н. Г. Как восприятие академической честности среды университета взаимосвязано со студенческой вовлеченностью: возможности концептуализации и эмпирического изучения // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 35–60. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-35-60.

73. Агапова Е. Н. Роль студенческого самоуправления как социального института в повышении качества высшего образования // Евразийский союз ученых. 2015. № 7-7 (16). C. 56–58.

74. Дука Н. А., Стовба А. А. Об исследовании вовлеченности студентов педагогического университета в образовательный процесс // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. № 3 (12). С. 85–87.

75. Савинова С. Ю. Вовлеченность студентов в образовательный процесс: оценка позитивных эффектов // Человек и образование. 2015. № 4 (45). С. 143–147.

76. Соболева Е. Н. Вовлеченность студентов в учебно-исследовательскую работу для усвоения убеждений и норм академической деятельности // Управление талантами и трансформация корпоративной культуры : материалы Международной конференции (Томск, 13–14 ноября 2015 г.) / под ред. О. Б. Алексеева, Э. В. Галажинского, А. О. Зоткина. Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2016. С. 230–233.

77. Хацкевич Т. А. Активизация профессионально-образовательной вовлеченности будущих бакалавров социально-гуманитарного профиля в условиях интернатуры // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 10. С. 136–144. DOI: 10.12731/2218-7405-2016-10-136-144.

78. Karabchuk T., Roshchina Y. Predictors of Student Engagement: The Role of Universities’ or Importance of Students’ Background? // European Journal of Higher Education. 2022. February, 3. P. 1–20. DOI: 10.1080/21568235.2022.2035240.

79. Shcheglova I. Can Student Engagement in Extracurricular Activities Facilitate the Development of Their Soft Skills? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 6 (154). С. 111– 121. DOI: 10.14515/monitoring.2019.6.07.

80. Малошонок Н. Г., Вилкова К. А. Измерение учебной вовлеченности студентов как инструмент оценки качества российского высшего образования: информационный бюллетень. Т. 24: Мониторинг экономики образования. Вып. 7. Москва : НИУ ВШЭ, 2022. 46 c.

81. Maloshonok N. Harm Not Only Females: Math-Gender Stereotypes and Engagement of Engineering Students at Russian Universities // European Journal of Engineering Education. 2022. Vol. 47, no. 6. P. 1197–1215. DOI: 10.1080/03043797.2022.2134760.

82. Maloshonok N., Shcheglova I., Zhuchkova S. Undergraduates’ Orientations towards Student–University Relationships: Measurement and Associations with Student Characteristics and Engagement // Higher Education Quarterly. 2023. March, 21. P. 1–18. DOI: 10.1111/hequ.12430.


Рецензия

Для цитирования:


Малошонок Н.Г. Студенческая вовлеченность как инструмент оценки качества образования в российских университетах. Университетское управление: практика и анализ. 2023;27(2):45-58. https://doi.org/10.15826/umpa.2023.02.012

For citation:


Maloshonok N.G. Student Engagement as an Instrument of Assessing the Quality of Education in Russian Universities. University Management: Practice and Analysis. 2023;27(2):45-58. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2023.02.012

Просмотров: 91


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)