Популяризация науки в университетах: модель центра публичной науки
https://doi.org/10.15826/umpa.2023.02.010
Аннотация
В мировой практике вузовского образования длительное время существовало традиционное представление об университете как центре образования и науки. Современный городской университет расширяет границы образовательных и научных проектов и становится флагманом в формировании образовательной, социокультурной и интеллектуальной среды города и общества. В ракурсе исследовательской и социальной миссии университета появляется необходимость обновления и развития стратегий взаимодействия с городом. В качестве одного из шагов в данном направлении можно рассматривать коммуникацию с горожанами через популяризацию научных знаний и достижений университетов среди широкого круга пользователей. Это позволит решить задачи формирования интереса к фундаментальной и прикладной науке, развития человеческого капитала в интересах регионов, повышения научной грамотности населения и создания условий для интеллектуального развития молодежи, вовлечения молодых людей и других категорий населения в исследовательскую деятельность, а также повышения престижа и социальной привлекательности науки. В связи с этим в настоящей работе была предпринята попытка проанализировать опыт и форматы популяризации науки университетами и на этой основе разработать модель университетского центра публичной науки.
Об авторах
Е. Н. ГеворкянРоссия
Геворкян Елена Николаевна – доктор экономических наук, профессор, первый проректор
129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4
С. Н. Вачкова
Россия
Вачкова Светлана Николаевна – доктор педагогических наук, доцент, директор НИИ урбанистики и глобального образования
129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4
И. Б. Шиян
Россия
Шиян Игорь Богданович – кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора НИИ урбанистики и глобального образования, заведующий лабораторией развития ребенка
129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4
И. А. Виноградова
Россия
Виноградова Ирина Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент дирекции образовательных программ
129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4
Н. С. Агеева
Россия
Агеева Наталия Сергеевна – кандидат филологических наук, эксперт центра аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ урбанистики и глобального образования
129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4
Список литературы
1. Штыхно Д. А., Константинова Л. В., Гагиев Н. Н., Смирнова Е. А., Никонова О. Д. Трансформация моделей университетов: анализ стратегий развития вузов мира // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 6. С. 27–47. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-27-47.
2. Абрамов Р. Почему нам до сих пор интересна наука? // Культиватор. Глубина политического. 2012. № 2. С. 110–119.
3. Медведева С. М. От научного творчества к популяризации науки: теоретическая модель научной коммуникации // Вестник МГИМО Университета. 2014. № 4 (37). С. 278–286. DOI: 10.24833/2071-8160-2014-4-37-278-286.
4. Дивеева Н. В. Популяризация науки как разновидность массовых коммуникаций в условиях новых информационных технологий и рыночных отношений : автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж : [б. и.], 2015. 22 с.
5. Покотыло М. В. Феномен «научные коммуникации»: статус и функция // Приоритетные направления развития образования и науки : материалы IV Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 24 декабря 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары : Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. С. 227–231.
6. Скибицкий Э. Г., Китова Е. Т. Научные коммуникации. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 204 с.
7. Воронов А. С. Развитие научно-исследовательского потенциала молодежи и популяризация науки среди школьников, студентов и молодых ученых России // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 78. С. 198–228. DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10040.
8. Шипман М. Научная коммуникация: Руководство для научных пресс-секретарей и журналистов. Москва : Альпина нон-фикшн, 2018. 186 с.
9. Панина Е. А. Популяризация науки в условиях современной социокультурной ситуации // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 4 (43). С. 172–181. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-14018.
10. Чернявская В. Е. Научный дискурс: Выдвижение результата как коммуникативная и языковая проблема. Москва : ЛЕНАНД, 2017. 144 с.
11. Пастухова Б. П. Современные подходы к популяризации науки(на примере научно-популярных журналов) // Журналист. Социальные коммуникации. 2019. № 2 (34). С. 55–67.
12. Нефедова А. Об исследованиях и практиках популяризации науки в Вышке [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/364816772.html (дата обращения: 28.03.2023).
13. Муронец О. Распространение научных знаний – задача специалистов // МедиаТренды. 2020. № 6 (78). С. 5.
14. Skarlatidou A., Ponti M., Sprinks J., Nold C., Haklay M., Kanjo E. User Experience of Digital Technologies in Citizen Science // Journal of Science Communication. 2019. Vol. 18, no. 1. P. 1–8. DOI: 10.22323/2.18010501.
15. Кудряшова Е. В., Сорокин С. Э. «Третья миссия» университетов как предмет научного анализа // Вестник Вятского государственного университета. 2020. № 2 (136). С. 17–24. DOI: 10.25730/VSU.7606.20.020.
16. Смыслова С. Проектирование образовательного опыта. Москва : [б. и.], 2022. 352 с.
Рецензия
Для цитирования:
Геворкян Е.Н., Вачкова С.Н., Шиян И.Б., Виноградова И.А., Агеева Н.С. Популяризация науки в университетах: модель центра публичной науки. Университетское управление: практика и анализ. 2023;27(2):17-29. https://doi.org/10.15826/umpa.2023.02.010
For citation:
Gevorkyan E.N., Vachkova S.N., Shiyan I.B., Vinogradova I.A., Ageeva N.S. University Science Promotion: A Model of a Center for Public Science. University Management: Practice and Analysis. 2023;27(2):17-29. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2023.02.010