Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Как российские исследователи оценивают гранты – инструмент развития науки?

https://doi.org/10.15826/umpa.2022.04.030

Аннотация

Актуальность рассматриваемой проблемы связана с активной модернизацией в России сектора исследований и разработок, которая происходит в условиях существующих ограничений. С одной стороны, имеется запрос на научно-технологический суверенитет, повышение ответственности ученых за технологическое и социально-экономическое развитие страны. С другой, происходит переоценка различных инструментов поддержки деятельности ученых, влияющих на их положение, репутацию, карьеру. В статье представлены данные массового социологического опроса грантополучателей (N=1700), проведенного в 2022 году. В нем приняли участие более 60 российских регионов и более 80 организаций, подведомственных Минобрнауки России. По материалам опроса отмечается значимая роль грантовой поддержки научных фондов для сохранения и развития потенциала ученых, привлечения новых исследователей в науку, создания конкурентоспособного сектора генерации знаний. Анализируются институциональные изменения в деятельности российских научных фондов в восприятии грантополучателей – научных, научно-педагогических работников и административно-управленческого персонала, обозначаются наиболее острые проблемы, затрудняющие получение и выполнение грантов российскими исследователями в текущих условиях.
Новизна исследования заключается в том, что впервые был проведен массовый опрос грантополучателей российских научных фондов, позволивший выявить наиболее значимые функции грантов: экономическую функцию; функцию селективного отбора, влияющую на конкуренцию среди исследователей; символическую функцию, отражающуюся на репутации ученых, научных школ, исследовательских команд; позитивное влияние на развитие исследовательских компетенций, карьеры ученых, научного потенциала высшей школы и др.
Эмпирическую базу статьи представляют материалы, собранные при помощи анкетного опроса. Для обработки материалов исследования применялись количественный анализ и анализ содержания открытых вопросов. Обработка количественных данных проведена с использованием программы SPSS, материалы открытых вопросов анализировались с применением методов обобщения и систематизации.
Выявлены позитивные эффекты грантовой поддержки, влияющие на результаты научно-исследовательской деятельности ученых, а также проблемы, волнующие грантополучателей, встречающиеся в открытых вопросах. Анализируются риски при реализации научно-исследовательских проектов в связи с санкционными ограничениями, введенными в 2022 году.
Результаты исследования могут быть учтены при выработке подходов к формированию политики финансирования научной деятельности в России, возможных направлений дальнейшей грантовой поддержки ученых с учетом мнения научного сообщества и поиска новых механизмов поддержки молодых исследователей.

Об авторах

И. М. Фадеева
Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере
Россия

Фадеева Ирина Михайловна – доктор социологических наук, доцент, заведующий центром анализа и прогноза развития научно-технологического комплекса

127254, Москва, ул. Добролюбова, д. 20А
+7 (495) 917‑21‑89



В. С. Алексуткина
Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере
Россия

Алексуткина Валерия Сергеевна – лаборант-исследователь центра анализа и прогноза развития научно-технологического комплекса

127254, Москва, ул. Добролюбова, д. 20А
+7 (495) 917‑21‑89



Список литературы

1. Симачев Ю. В., Засимова Л. С., Курбанов Т. Р. Грантовая поддержка фундаментальных исследований в России: уроки первого конкурса Российского научного фонда // Форсайт. 2017. Т. 11. № 4. С. 74–83. DOI:10.17323/2500–2597.2017.4.74.83

2. Herschberg C., Benschop Y., Van den Brink, M. Precarious postdocs: A comparative study on recruitment and selection of early-career researchers // Scandinavian Journal of Management. 2018. Vol. 34. Iss. 4. Pp. 303–310. DOI:10.1016/j.scaman.2018.10.001

3. Flores G., Mendoza F. S., Fuentes-Afflick E. et al. Hot topics, urgent priorities, and ensuring success for racial/ ethnic minority young investigators in academic pediatrics // International journal for equity in health. 2016. Vol. 15. Iss. 1. Pp. 1–10. DOI:10.1186/s12939‑016‑0494‑6

4. Bloch C., Graversen E. K., Pedersen H. S. Competitive Research Grants and Their Impact on Career Performance // Minerva. 2014. Vol. 52. Pp. 77–96. DOI:10.1007/s11024‑014‑9247‑0

5. Roy S. C., Wassef D. W., Nasser W. A., Farber N. I. et al. Landscape of centralized otolaryngology research efforts grant recipients over the past decade // Otolaryngology–Head and Neck Surgery. 2022. Vol. 166. Iss. 2. Pp. 289–296. DOI:10.1177/01945998211023114

6. Wyllie A., Levett-Jones T., DiGiacomo M., Davidson P. M. A qualitative study exploring the career mindset of a group of early career academic nurses as they deployed ‘Habits of Mind’to sustain their career journey // Nurse Education in Practice. 2021. Vol. 55. Pp. 103–149. DOI:10.1016/j.nepr.2021.103149

7. Lin D. J., Cudkowicz M. E., Cho T. A. Opinion and Special Articles: Challenges and opportunities in defining career identity in academic neurology // Neurology. 2018. Vol. 91. Iss. 14. Pp. 670–672. DOI:10.1212/WNL.0000000000006284

8. Душина С. А. Научный трансфер: еще раз о мобильности, мегагрантах и первых академиках // Социология науки и технологий. 2017. Т. 8. № 2. С. 87–103.

9. Ефимова Г. З. Барьеры на пути построения академической карьеры преподавателями высшей школы // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 4. С. 55–74. DOI:10.15826/umpa.2021.04.036

10. Ефимова Г. З. Типология карьерных траекторий и мотивация их выбора преподавателями высших учебных заведений // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 3. С. 56–69. DOI:10.15826/umpa.2021.03.027

11. Фадеева И. М., Осипова О. Ю., Фадеева Е. С. Компетенции молодых ученых для научно-исследовательской деятельности и академической карьеры // Интеграция образования. 2012. № 1 (66). С. 7–13.

12. Белявский О. В. Эффективность системы грантовой поддержки научных исследований // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 4. С. 395–399.

13. Другова Е. А., Андраханов А. А., Больбасова Л. А., Коричин Д. А. Профессиональный рост молодого ученого: дефицитные ресурсы поддержки // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 2 (108). С. 144–154. DOI:10.15826/umpa.2017.02.028

14. Коваленко А. А., Полушкина А. О., Федотов А. В. Вузовская наука – двигатель развития или привилегия избранных // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25 № 4. С. 75–98. DOI:10.15826/umpa.2021.04.037

15. Деркачев П. В., Варакина Ж. Л., Гусева Н. С., Клишевич Н. С. Субъективная оценка преподавателями вузов влияния эффективного контракта на повышение показателей их научно-исследовательской работы // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26 № 1. С. 54–67. DOI:10.15826/umpa.2022.01.004

16. Гусев А. Б., Юревич М. А. Научная политика России – 2021. Москва : ООО «Буки Веди», 2021. 96 с.

17. Шматко Н., Волкова Г. Служба или служение? Мотивационные паттерны российских ученых // Форсайт. 2017. Т. 11. № 2. С. 54–66. DOI:10.17323/2500–2597.2017.1.54.66

18. Бойченко В. С. Грантовая система поддержки науки: накопленный потенциал и направления развития // Инновации. 2016. № 9 (215). С. 21–32.


Рецензия

Для цитирования:


Фадеева И.М., Алексуткина В.С. Как российские исследователи оценивают гранты – инструмент развития науки? Университетское управление: практика и анализ. 2022;26(4):56-70. https://doi.org/10.15826/umpa.2022.04.030

For citation:


Fadeeva I.M., Aleksutkina V.S. How do Russian Researchers Evaluate Grants as a Tool for the Development of Science? University Management: Practice and Analysis. 2022;26(4):56-70. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2022.04.030

Просмотров: 467


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)