Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Кадры технологического суверенитета России –  прежние проблемы и назревшие решения

https://doi.org/10.15826/umpa.2022.04.029

Аннотация

Данная исследовательская статья посвящена оценке соответствия количественных и структурных показателей подготовки кадров с высшим образованием потребностям экономики страны, определению основных направлений обеспечения экономики профессиональными кадрами и вытекающих из них задач, которые встают перед вузами. Цель статьи – сопоставить различные показатели структуры и численности выпуска специалистов с высшим образованием в России и странах ОЭСР (по направлениям подготовки) и сложившиеся в этой сфере тенденции, а также выявить причины структурного и количественного несоответствия подготовки профессиональных кадров в России и потребности в них. В ходе исследования анализируются показатели объемов и структуры выпуска специалистов с высшим образованием по направлениям подготовки в странах ОЭСР и в России, соответствие показателей структуры подготовки кадров в России в отраслевой структуре валовых региональных продуктов и структуре занятости по видам экономической деятельности. Дополнительно проанализированы показатели подготовки кадров с высшим образованием в расчете на десять тысяч населения и на объем ВВП для России, Германии и США. Отдельные результаты дополнительного анализа допускают противоречивое толкование, в статье формулируются гипотезы, позволяющие исключить полученные противоречия. Важный результат, обоснованный в статье – сохранение на среднесрочный период дефицита кадров с высшим образованием, в то время как рост численности занятых в экономике профессиональных кадров призван компенсировать невысокий уровень производительности труда, обусловленный отставанием научно-технологического развития экономики. По результатам анализа авторами предложены механизмы компенсации дефицита специалистов с высшим образованием, из которых вытекают актуальные задачи управления вузами. Их решение выдвигается на первый план в текущей работе вузовских руководителей всех уровней. Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания РАНХиГС и может представлять интерес для вузовских руководителей и работников, а также для исследователей, специализирующихся на вопросах экономики высшего образования.

Об авторах

Т. Н. Блинова
Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Блинова Татьяна Николаевна – кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

119571, Москва, пр. Вернадского, 82, стр. 5



А. А. Коваленко
Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Коваленко Алексей Анатольевич – старший научный сотрудник

119571, Москва, пр. Вернадского, 82, стр. 5



Е. А. Семионова
Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Семионова Елена Александровна – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник

119571, Москва, пр. Вернадского, 82, стр. 5



А. В. Федотов
Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Федотов Александр Васильевич – доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник

119571, Москва, пр. Вернадского, 82, стр. 5



Е. С. Шевцов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «МИРЭА – Российский технологический университет»
Россия

Шевцов Евгений Сергеевич – заместитель директора ГИВЦ

119454, Москва, пр. Вернадского, 78



Список литературы

1. Бакусова Д. Л. Организационно-экономические условия ориентации высшего образования на региональный рынок труда: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Мос. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2006. 27 с.

2. Дорожкин Е. М., Арефьев О. Н. Профессиональное образование и рынок труда: ключевые факторы результативного взаимодействия: монография. М.: Акад. естествознания, 2015. 335 с.

3. Бондаренко О. В., Шайхутдинова О. Р. Проблемы в сфере высшего профессионального образования и рынок труда // Фундаментальные исследования. 2013. № 6. Ч. 5. С. 1229–1233. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31720 (дата обращения: 10.09.2022).

4. Майбуров И. А. Механизм согласования возможностей высшей школы с потребностями региона // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 5–6. С. 38–46.

5. Палкин А. Ю. Совершенствование управления взаимодействием рынка труда специалистов и рынка образовательных услуг вузов: На примере Кировской области: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Вят. гос. с.-х. акад. Киров, 2003. 26 с.

6. Шашкова С. Н. Взаимодействие высшего профессионального образования и рынка труда в условиях трансформации современного российского общества: автореф. дис. … канд. соц. наук: 22.00.04. Тул. гос. ун-т. Тула, 2006. 24 с.

7. Швакова Ю. А. Социально-экономический механизм взаимосвязи профессионального образования и рынка труда: автореф. дис. … канд. соц. наук: 22.00.03. Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 2005. 18 с.

8. Robst J. Education and job match: the relatedness of college major and work // Economics of Education Review. 2007. № 26 (4). Р. 397–407.

9. Özer M., Suna H. E. The Linkage between Vocational Education and Labor Market in Turkey: Employability and Skill Mismatch // Kastamonu Eğitim Dergisi. 2000. № 28 (2). P. 558–569. DOI:10.24106/kefdergi.704878.

10. Sevilla M.-P., Farías M. Labour market mismatch in emerging countries: the case of Chile // Compare: A Journal of Comparative and International Education. 2020. № 50:2. P. 276–293, DOI:10.1080/03057925.2019.1675495.

11. Li I. W., Harris M., Sloane P. J. Vertical, Horizontal and Residual Skills Mismatch in the Australian Graduate Labour Market. Econ Rec, 94. 2018. P. 301–315. DOI:10.1111/1475–4932.12413.

12. Béduwé C., Giret J.-F. Mismatch of vocational graduates: What penalty on French labour market? // Journal of Vocational Behavior. 2011.Vol. 78. Iss. 1. P. 68–79. DOI:10.1016/j.jvb.2010.09.003.

13. Verhaest D., Sellami S., Van der Velden R. Differences in horizontal and vertical mismatches across countries and fields of study // International Labour Review. 2017. Vol. 156. P. 1–23. DOI:10.1111/j.1564–913X.2015.00031.x.

14. Ислакаева Г. Р. Проблемы подготовки кадров в сфере высшего образования для лесного хозяйства России // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2015. № 4 (29). С. 104–108.

15. Подготовка кадров для промышленности : аналит. докл. / под ред. В. В. Конакова и др. Саранск, Науч. центр соц.-экон. Мониторинга, 2014. 68 с.

16. Блинова Т. Н., Федотов А. В. Высшее образование Дальневосточного макрорегиона: соответствие потребностям развития и спросу // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 6 (22). С. 55–71. DOI:10.15826/umpa.2018.06.058.

17. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 99–106.

18. Хлабыстова Н. В. Взаимодействие института высшего профессионального образования и рынка труда в современном российском обществе (на примере Краснодарского края) // Вестник АГУ. 2015. Выпуск 1 (156). С. 151–157.

19. Всероссийская База данных вакансий Федеральной службы по труду и занятости РФ. URL: https://trudvsem.ru/vacancy/search?page=0&education=HIGH (дата обращения: 01.11.2022).

20. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: Стат. сб. М., Росстат, 2021. 1112 с.

21. Емелина Н. К., Рожкова К. В., Рощин С. Ю., Солнцев С. А., Травкин П. В. Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. 160 с.

22. Блинова Т. Н., Федотов А. В., Коваленко А. А., Полушкина Е. А. Соответствие структуры подготовки кадров с высшим образованием отраслевой структуре экономики России. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2021. 360 с.

23. Блинова Т. Н., Коваленко А. А., Федотов А. В. Сопоставительный анализ соответствия структуры и объемов подготовки кадров с высшим образованием потребностям развития экономики – региональный аспект. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2021. 80 с.

24. Блинова Т. Н., Коваленко А. А., Федотов А. В. Сценарии развития системы непрерывного профессионального образования в России. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2021. 73 с.

25. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/a5f3add5deab665b344b47a8786dc902/prognoz2036.pdf (дата обращения: 20.10.2022).

26. Международная стандартная классификация образования МСКО 2011. Монреаль : Институт Статистики ЮНЕСКО, 2013. 89 с.

27. Библиотека Организации экономического сотрудничества и развития. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/statistics (дата обращения: 20.10.2022).

28. Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 20.09.2022).

29. Россия и страны мира. 2020: Стат.сб. M.: Росстат, 2020. 385 c.

30. Сайт Всемирного банка. URL: http://www.worldbank.org/ (дата обращения: 20.09.2022).

31. Проблемы соответствия структуры подготовки кадров с высшим образованием отраслевой структуре региональных экономик // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров. Таганрог : Изд-во Таганрогского института управления и экономики, 2021. С. 12–16.

32. Информационное сообщение на сайте Минобрауки России. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/obrazovanie/52993/?sphrase_id=4266742 (дата обращения: 20.09.2022).

33. Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательной организации высшего образования. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 20.09.2022).

34. Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/added/ (дата обращения: 12.10.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Блинова Т.Н., Коваленко А.А., Семионова Е.А., Федотов А.В., Шевцов Е.С. Кадры технологического суверенитета России –  прежние проблемы и назревшие решения. Университетское управление: практика и анализ. 2022;26(4):37-55. https://doi.org/10.15826/umpa.2022.04.029

For citation:


Blinova T.N., Kovalenko A.A., Semionova E.A., Fedotov A.V., Shevtsov E.S. The Personnel of Russian Technological Sovereignty: Former Problems and Immediate Solutions. University Management: Practice and Analysis. 2022;26(4):37-55. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2022.04.029

Просмотров: 494


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)