Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Вызовы образовательной миграции на современном этапе

https://doi.org/10.15826/umpa.2022.02.016

Аннотация

Согласно федеральному проекту «Россия – привлекательная для учебы и работы страна» к 2030 году численность иностранных студентов должна возрасти в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом. В последнее десятилетие в российские университеты на обучение приехали десятки тысяч иностранных студентов, Россия вошла в число десяти ведущих стран – экспортеров образования, а по динамике стала одним из лидеров: ежегодный рост численности иностранных студентов в российских вузах в последние три года составил около 6 % в год. Привлечение иностранных студентов в последние годы связано с серьезными вызовами: это пандемия и карантинные ограничения (2020–2021 гг.), вынужденный переход университетов на дистанционный режим обучения (2020–2022 гг.), трансформация геополитической ситуации, выделение категории недружественных стран, отказ от Болонского формата организации образовательного процесса. Эти факторы наложили свой отпечаток и на приемную кампанию 2022–2023 учебного года. Авторы статьи ставят своей целью выявить ключевые проблемы интернационализации образования в современных условиях и предлагают принципиально новые управленческие и правовые решения развития образовательной миграции. Эмпирическую базу исследования составил опрос сотрудников международных служб университетов, официальные статистические данные международных и российских организаций. Основные методы исследования – формально-юридический и сравнительно-правовой. Статья может быть полезна работникам органов управления образованием, руководству и международным службам университетов, а также экспертам в области международного образования.

 

Об авторах

Т. К. Ростовская
Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
Россия

Ростовская Тамара Керимовна – доктор социологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе

119333, Москва, ул. Фотиевой, 6/1



В. И. Скоробогатова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Московский государственный лингвистический университет
Россия

Скоробогатова Вера Игоревна – кандидат юридических наук, исполнительный директор Центра компетенций повышения квалификации сотрудников международных служб образовательных организаций РАНХиГС, доцент ИМПП Московского лингвистического университета

119571, Москва, ул. Вернадского, 82,

119034, Москва, ул. Остоженка, 38, с. 1



Список литературы

1. Joseph Nye Jr. The Paradox of American Power: Why the World’s Only Superpower Can’t Go It Alone. London: Oxford University Press, 2002. 8 p.

2. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуск 10. Москва : Министерство науки и высшего образования, ГИРЯ им. А. С. Пушкина, 2020. 557 с.

3. Число иностранных студентов в России за три года выросло на 26 тысяч (18.01.2022 г.). Официальный сайт Минобрнауки РФ. URL: https://minobrnauki.gov.ru/presscenter/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/46158/ (дата обращения: 04.04.2022).

4. Global Soft Power Index 2022. URL: https://internationalwealth.info/news-of-the-offshore/indeksglobalnoj-mjagkoj-sily-global-soft-power-index/ (дата обращения: 04.04.2022).

5. Скоробогатова В. И. Обучение иностранцев в России: от «мягкой силы» к экспорту образования // Образование и право. 2020. № 5 C. 165–173. DOI: 10.24411/2076-1503-2020-10529.

6. Рязанцев С. В. Видит ли миграционная политика России человека? (Антропологическое измерение российской миграционной политики) // Вестник Томского государственного университета. История, 2019. № 59. С. 167–176. DOI: 10.17223/19988613/59/22.

7. Скоробогатова В. И. Миграционная политика России в контексте экспорта образования: конституционно-правовые основы и перспективы развития: [монография]. Москва: ИТД «Перспектива», 2021. 180 с. DOI: 10.51285/migpol2020.

8. Чеха В. В. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: статус в системе правового регулирования финансирования образования // Вестник МГЮА. 2018. № 9. С. 71–78.

9. Кашкин С. Ю. Четвериков А. О. Международная образовательная интеграция. Содержание и правовое регулирование. Москва: Проспект, 2019. 288 с.

10. Аттестат об окончании школы в этом году выдается исключительно в электронной версии // Арменпресс. 11 июля 2022 г. URL: https://armenpress-am.turbopages.org/armenpress.am/s/rus/news/1087986/ (дата обращения: 01.08.2022).

11. Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И. Правовые аспекты образовательной миграции в контексте вызовов пандемии // Миграционное право. 2021. № 2. С. 3–7. DOI: 10.18572/2071-1182-2021-2-3-7.

12. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / под. Ред. Б. Дендева. Москва: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 с.


Рецензия

Для цитирования:


Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И. Вызовы образовательной миграции на современном этапе. Университетское управление: практика и анализ. 2022;26(2):105-113. https://doi.org/10.15826/umpa.2022.02.016

For citation:


Rostovskaya T.K., Skorobogatova V.I. Challenges of Educational Migration at the Present Stage. University Management: Practice and Analysis. 2022;26(2):105-113. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2022.02.016

Просмотров: 511


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)