Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИССИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВ

https://doi.org/DOI 10.15826/umpa.2018.01.008

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена изучению приоритетных функций современных университетов. Цель исследования - выявление стратегических приоритетов университетов в контексте реализации социально значимых функций. Основным методом исследования стал контент-анализ миссий университетов. Выборку составили зарубежные вузы, которые занимают высокое место в Шанхайском рейтинге (159 университетов), российские вузы, члены ассоциации классических университетов (47 университетов). Контент-анализ использовался для реализации двух взаимосвязанных задач. Первая задача - выявление выраженности обучающей, исследовательской, профессиональной, социокультурной воспитательной функций университета в текстах миссий отечественных и зарубежных вузов. Вторая задача заключалась в выделении приоритетных контентов в содержании каждой из обозначенных функций. Исследование показало: обучающая и исследовательская функции заявлены в миссиях большинства вузов как приоритетные. В миссиях отечественных и зарубежных университетов нашли отражение также традиционные для университетов темы: социальное служение, ориентация на передовые исследования, формирование академической среды, воспитание у студентов способности мыслить, подготовка квалифицированных кадров. Темы нового звучания касаются создания образовательных сервисов и продвижения знаний по всему миру; проведения глобальных исследований на фоне международной открытости и сотрудничества; стремления университетов к экономической и предпринимательской деятельности; ориентации на устойчивое развитие региона; воспитания лидеров, нацеленных на личностные достижения и профессиональный успех. Российские вузы отличает высокий профессиональный контент, ориентация на инновационность, устойчивое развитие региона. Результаты исследования могут быть использованы для корректировки стратегических ориентиров.

Об авторах

И. Н. Емельянова
Тюменский государственный университет
Россия


Л. М. Волосникова
Тюменский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Князев Е. А., Клюев А. К. Стратегическое управление международно-ориентированного классического университета. М.: РУДН, 2008. 148 с.

2. Строгецкая Е. В. Идея и миссия современного университета // Вопросы образования. 2009. № 4. С. 67-82.

3. Погосян В. П. Современный дискурс о миссии университета как междисциплинарная проблема // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2011. № 129. С. 108-120.

4. Емельянова И. Н. Стратегические приоритеты классического университета: контент-анализ миссий // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 5 (105). С. 4-14.

5. Эшвин П. Может ли университетское образование изменить человека? Задачи отображения преобразующей силы высшей школы в сравнительных исследованиях качества образования // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 21-34.

6. Аузан А. А. Миссия университета: взгляд экономиста // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 266-287.

7. Юрина Е. А., Гулиус Н. С. Трансформация корпоративной культуры университета: социологические и лингвистические методы диагностики // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 2 (108). С. 106-121.

8. Карной М., Кузьминов Я. И. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета. Открытая дискуссия // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 8-43

9. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1973. 630 с.

10. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. 367 с.

11. Смирнов В. А., Фадеева Л. А., Пунина К. А., Голубев С. В. Университет и региональные (городские) сообщества: модели сосуществования и управленческие механизмы (российский и европейский опыт) // ARS ADMINISTRANDI. Искусство управления. 2013. № 4. С. 102-116.

12. Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Управление университетами в оценках образовательных общностей // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3 (109). С. 100-111.

13. Перфильева О. В. Университет и регион на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций. 2011. № 1 (32). С. 133-144.

14. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М.: Весь мир, 2000. 700 с.

15. Вахитов Р. Р. «Болезни» наших университетов: советские вузы в постсоветскую эпоху // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 2 (108). С. 14-23.

16. Ясперс К. Идея университета. Минск: БГУ, 2006. 159 с.


Для цитирования:


Емельянова И.Н., Волосникова Л.М. ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИССИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВ. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(1):83-92. https://doi.org/DOI 10.15826/umpa.2018.01.008

For citation:


Emelyanova I.N., Volosnikova L.M. FUNCTIONS OF MODERN UNIVERSITIES: COMPARATIVE ANALYSIS OF MISSIONS OF INTERNATIONAL AND NATIONAL INSTITUTIONS. University Management: Practice and Analysis. 2018;22(1):83-92. (In Russ.) https://doi.org/DOI 10.15826/umpa.2018.01.008

Просмотров: 35


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)