Современные инструменты развития научного потенциала университета
https://doi.org/10.15826/umpa.2022.01.007
Аннотация
В современном мире одним из ключевых механизмов развития университетской науки являются национальные научные фонды, часто выступающие основным источником финансирования научных исследований. Однако возможность участия в конкурсах национальных фондов сильно ограничена ввиду жесткой конкуренции и высоких квалификационных барьеров, что не позволяет молодым университетам получать доступ к финансированию и способствует воспроизводству эффекта Матфея. Решение данной проблемы лежит в плоскости развития молодыми университетами собственной научной инфраструктуры, в частности – внутренних фондов поддержки исследований, которые могут способствовать развитию кадрового потенциала и сокращению квалификационного разрыва с классическими и исследовательскими университетами. Целью статьи является анализ практик создания инструментов развития научно-исследовательской деятельности в молодых вузах. Мы рассматриваем опыт создания Фонда развития научных исследований и прикладных разработок Северо-Западного института управления РАНХиГС, анализируя организационную модель фонда и алгоритм проведения конкурсных мероприятий на примере пилотного конкурса обзорных научных статей. Основным результатом статьи является детализированное описание модели организационных процессов фонда и поддерживающих ее управленческих практик. Статья может быть полезна администраторам и управленцам молодых университетов и филиалов вузов, а также исследователям, интересующимся инструментами развития университетской науки.
Об авторах
М. О. ДемидовРоссия
Директор проекта Центра исследований и прикладных разработок, научный сотрудник лаборатории стратегии территориального развития и качества жизни
+7 (812) 335-94-94, ext. 1525
Россия, 199178, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр. В.О., д. 57/43
П. С. Савельев
Россия
Директор Центра исследований и прикладных разработок
Россия, 199178, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр. В.О., д. 57/43
И. А. Ходачек
Россия
PhD, доцент, факультет международных отношений и политических исследований
Россия, 199178, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр. В.О., д. 57/43
Д. Е. Мерешкин
Россия
к. ю. н., Заместитель директора
Россия, 199178, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр. В.О., д. 57/43
Список литературы
1. Гусева А. И., Калашник В. М., Каминский В. И., Киреев С. В. Исследовательское лидерство программы «Приоритет-2030»: факторы успеха // Высшее образование в России. 2022. Т. 31 (1). С. 42–58. DOI:10.31992/0869-3617-2022-31-1-42-58.
2. Merton R. The Matthew Effect in Science // Science. 1968. Vol. 159. Pp 56–63.
3. Benavente J. M., Crespi G., Figal Garone L., Maffioli A. The impact of national research funds: A regression discontinuity approach to the chilean FONDECYT // Research Policy. 2012. Vol. 41 (8). Pp 1461–1475. DOI: 10.1016/j.respol.2012.04.007.
4. Блинов А. Н. Национальные научные фонды и финансирование фундаментальной науки // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. № 6. С. 5–13. DOI: 10.20542/0131-2227-2017-61-6-5-13.
5. Huang Y., Zhang Y., Youtie J., Porter A. L., Wang X. How does national scientific funding support emerging interdisciplinary research: A comparison study of big data research in the US and China // PLoS ONE. 2016. Vol. 11 (5). DOI: 10.1371/journal.pone.0154509.
6. Albert G. Z. Hu. Public funding and the ascent of Chinese science: Evidence from the National Natural Science Foundation of China // Research Policy. 2020. Vol. 49, iss. 5. DOI: 10.1016/j.respol.2020.103983.
7. Liu Y., Gao Z., Wang H., Wang J., Shen J., Wang, C. Analysis of projects funded by the National Natural Science Foundation of China during the years of 2014–2018 // Annals of translational medicine. 2019. Vol. 7, iss. 12. P 267.
8. Yin Z., Liang Z., Zhi Q. Does the concentration of scientific research funding in institutions promote knowledge output? // Journal of Informetrics. 2018. Vol. 12(4). Pp. 1146–1159. DOI: 10.1016/j.joi.2018.09.003.
9. Bol T., De Vaan M., Van De Rijt A. The Matthew effect in science funding // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2018. Vol. 115 (19). Pp. 4887–4890. DOI: 10.1073/pnas.1719557115.
10. Zhi Q., Meng T. Funding allocation, inequality, and scientific research output: An empirical study based on the life science sector of natural science foundation of China // Scientometrics. 2016. Vol. 106 (2). Pp. 603–628. DOI: 10.1007/s11192-015-1773-5.
Рецензия
Для цитирования:
Демидов М.О., Савельев П.С., Ходачек И.А., Мерешкин Д.Е. Современные инструменты развития научного потенциала университета. Университетское управление: практика и анализ. 2022;26(1):92-101. https://doi.org/10.15826/umpa.2022.01.007
For citation:
Demidov M.O., Savelyev P.S., Khodachek I.A., Mereshkin D.E. Modern Tools for Developing the Scientific Potential of the University. University Management: Practice and Analysis. 2022;26(1):92-101. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2022.01.007