Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Идентичность ректора университета: академик vs администратор

https://doi.org/10.15826/umpa.2022.01.005

Полный текст:

Аннотация

В представленной исследовательской статье обсуждаются вопросы включенности руководителей университетов в академическую деятельность. Актуальность данной проблематики состоит в том, что в настоящее время происходит активная трансформация ролей, которые выполняет руководитель университета. С одной стороны, традиционный ролевой формат ректора, выраженный в формуле «первый среди равных», сегодня находится в состоянии постоянных и радикальных изменений. Особенно значимую роль в этом процессе играет менеджериализация управления университетами и обусловленные ею подходы к привлечению на посты ректоров руководителей из других сфер деятельности: бизнеса, власти, общественных организаций. С другой стороны, ректоры университетов, пришедшие в систему управления из академической среды, сегодня, как правило, сохраняются в профессиональной когорте управленцев и достаточно редко возвращаются к академической деятельности. В связи с этим возникают исследовательские вопросы: как идентифицируют себя руководители вузов и ценности какого сообщества являются для них приоритетными? Авторами статьи проанализированы результаты исследовательской деятельности руководителей ведущих университетов страны за последние 5 лет. На основании полученных данных разработана типология сохранения академической идентичности руководителей университетов на современном этапе, сформулированы гипотезы дальнейшей трансформации управленческих и академических ролей ректоров российских вузов данного вида.
Статья может быть интересна для руководящих работников университетов.

Об авторах

О. Б. Томилин
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Россия

 кандидат химических наук, доцент, заведующий кафедрой физической химии

+7 834 247-99-24

Россия, 430005, Саранск, ул. Большевистская, 68



А. К. Клюев
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

кандидат философских наук, доцент, руководитель кафедры ЮНЕСКО по университетскому управлению и планированию,

+7 343 371-10-03

Россия, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19 



А. П. Багирова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

 доктор экономических наук, кандидат социологических наук, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления

+7 343 371-10-03

 Россия, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19 



Список литературы

1. Геращенко Д., Губа К., Мироненко А. Новые управленцы в вузах? Волна смены ректоров в 2015–2017 гг. Санкт-Петербург: ЦИАНО ЕУСПб, 2020. 16 с.

2. Портрет современного ректора: необходимые компетенции на глобальном научно-образовательном рынке / П. А. Жданов, И. Б. Тростянская, А. А. Барсуков, Н. А. Полухина // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 129–158. DOI 10.17323/1814-9545-2019-2-129-158.

3. The role of the university President: an examination of contemporary narratives in higher education / D. Harper, K. Mathuews, B. Pulcini, K. Tackett // Higher Education Management. 2017. Vol. 32, nr 1. P. 149–166.

4. Fitzmaurice M. Constructing professional identity as anew academic: amoralendeavour // Studiesin Higher Education. 2013. Vol. 38, nr 4. P. 613–622. DOI 10.1080/03075079.2011.594501.

5. Taylor P. Being an academic today // Changing identities in higher education / ed. R. Barnett and R. Di Napoli. London : Routledge, 2008. P. 27–39.

6. Giddens A. Modernityandself-identity. Cambridge: PolityPress, 1991. 421 p.

7. Ylijki O.-H., Ursin J. The construction of academic identity in the changes of Finnishhig her education // Studiesin Higher Education. 2013. Vol. 38, nr 8. P. 1135–1149. DOI 10/1080/03075079.2013.833036.

8. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета / пер. с исп. М. Н. Голубевой ; ред. перевода А. М. Корбут ; под общ. ред. М. А. Гусаковского. Минск : БГУ, 2005. 104 с.

9. Heimpel H. Shuld und Aufgabe der Universitat. Gottingen ; Berlin ; Frankfurt : Musterschmidtverlag, 1954. 258 s.

10. Кузьминов Я. И., Семенов Д. С., Фрумин И. Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «Мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. C. 8–63. DOI 10.17323/1814-9545-2013-4-8-69.

11. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. Санкт-Петербург : Питер, 2004. 512 с.

12. Adam B. Time. Cambridge : PolityPress, 2004. 384 p. 13. Bauman Z . Time and spacereunited //

13. Time and Society. 2000. Vol. 9, nr 2/3. P. 171–185. DOI 10.1177/09611463X00009002002.

14. Leccardi C. New temporal perspective esinthe «highspeedsociety» // 24/7. Time and temporality in the network society / ed. R. Hassan and R. E. Purser. Stanford, CA: Stanford Business Books, 2007. P. 25–36.

15. Ylijoki O.-H. Boundary-work between work and life in the high-speed university // Studies in Higher Education. 2011. Vol. 38, nr 2. P. 242–255. DOI 10.1080/03075079.2011.577524.

16. Томилин О. Б., Клюев А. К. «Черные лебеди» организационного дизайна российских университетов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 8/9. С. 44–55. DOI 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-44-55.

17. Harvey D. Time-space compression and the postmodern condition // The global transformation reader: An Introduction to the globalization debate / ed. D. Heldаnd, A. McGrew. London : Blackwell Publishing, 2000. P. 82–91.

18. Kunz A. M. Reconsider ing the workplace: facultyper ceptions of their work and workingen viron ments // Studiesin Higher Education. 2012. Vol. 37, nr 7. P. 769–782. DOI 10.1080/03-75079.2010.541556.

19. Sennett R. The corrosion of character. NewYork: W. W. Norton, 1998. 426 p.

20. Томилин О. Б., Фадеева И. М., Томилин О. О. Динамика изменения организационной культуры российских университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 2 (108). С. 92–105.

21. Bone J., McNay I. Higher education and human good. Bristol: Tockington Press, 2006. 284 p.

22. Томилин О. Б., Фадеева И. М., Томилин О. О. Оценка степени интеллектуального и эмоционального выгорания в высшей школе // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23, № 1/2. С. 141–154. DOI 10.15826/umpa.2019.01-2.012.

23. Henkel M. Introduction: Change and continuity in academic and professional identities // Academic and professional identities in higher education / ed. G. Gordon and C. Whitchurch. NewYork : Routledge, 2012. P. 3–12.

24. Hakala J. The future of the academic calling? Junior research ersintheen trepreneurial university // Higher Education. 2009. Vol. 57, nr 2. P. 173–190. DOI 10.1007/s10734-008-9140-6.

25. Ylijoki O.-H., Henriksson L. Tribal, proletarian and entrepreneurial career stories: junior academics as acaseinpoint // Studiesin Higher Education. 2017. Vol. 42, nr 7. P. 1292–1308. DOI 10.1080/03075079.2015.1092129.

26. Gornal L., Salisbary J. Compulsive working, «hyperprofessionality» and the unseen pleasures of academic work // Higher Education Quarterly. 2012. Vol. 66, nr 2. P. 135–154. DOI 10.1111/j.1468-2273.2012.00512.x.

27. Whitchurch C. Shifting identities and blurring boundaries: The emergence of Third Space professional in UK higher education // Higher Education Quarterly. 2008. Vol. 62, nr 4. P. 377–396.

28. Кузьминов Я.И. Наши университеты // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 3. С. 11–14.

29. Rhoades G. Managedprofessionals. Albany: State University of New York Press, 1998. 294 p.

30. Gordon G., Whitchurch C. Academic and Professional Identies in Higher Education: The Challenges of a Diversifying Workforce. Abingdon : Routledge, 2010. 344 p.

31. McNay I. From the collegial academy to corporate enterprise: the changing culture of universities // The Changing University? / T. Schulle (ed.). Buckingham: SRHE and OUPress, 1995. P. 105–115.

32. Организационная культура российских университетов: ожидания и реалии / О. Б. Томилин, И. М. Фадеева, О. О. Томилин, А. К. Клюев // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 1. С. 96–107.

33. Foucault M. Two lectures on power // Power / knowledge: Selected interviews and other writing, 1972–1977 / ed. K. Soperand, C. Gordon. Brighton: Harvester Press, 1980. 365 p.

34. Foucault M. Afterword: Thesubjectandpower // Michael Foucault: Beyond structuralism and hermeneutics / ed. H. Dreyfussand and P. Rabinov. Chicago IL: Chicago University Press, 1982. 275 p.

35. Musselin C. The Impact of Changing Recruitment Practiceson Academic Profiles // Academic and Professional Identities in Higher Education: The Challenges of a Diversifying Workforce / ed. G. Gordon and C. Whitchurch. NewYork: Routledge, 2010. P. 125–137.

36. Lam A., Campos A. «Content to be Sad» or «Runaway Apprentice»? The Psychological Contract and Careers of Young Scientists in the Entrepreneurial University // Human Relations. 2015. Vol. 68, nr 5. P. 811–841. DOI 10.1177/00187267145454483.

37. Duberley J., Cohen L., Mallon M. Constructing Scientific Careers: Change, Continuity and Context // Organization Studies. 2006. Vol. 27, nr 8. P. 1131–1151. DOI 10.1177/0170840606064105.

38. Ефимов В. С., Лаптева А. В. Университет как интеллектуальный полис: управление развитием в терминах политики // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 4. С. 46–57. DOI 10.15826/umpa.2020.04.034.

39. Kolsaker A. Academic professionalism in the managerialist era: a study of English universities // Studiesin Higher Education. 2008. Vol. 33, nr 5. P. 513–525. DOI 10.1080/03075070802372885.


Рецензия

Для цитирования:


Томилин О.Б., Клюев А.К., Багирова А.П. Идентичность ректора университета: академик vs администратор. Университетское управление: практика и анализ. 2022;26(1):68-81. https://doi.org/10.15826/umpa.2022.01.005

For citation:


Tomilin O.B., Klyuev A.K., Bagirova A.P. Identity of the University Rector: Academician vs Administrator. University Management: Practice and Analysis. 2022;26(1):68-81. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2022.01.005

Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)