Идентичность ректора университета: академик vs администратор
Аннотация
В представленной исследовательской статье обсуждаются вопросы включенности руководителей университетов в академическую деятельность. Актуальность данной проблематики состоит в том, что в настоящее время происходит активная трансформация ролей, которые выполняет руководитель университета. С одной стороны, традиционный ролевой формат ректора, выраженный в формуле «первый среди равных», сегодня находится в состоянии постоянных и радикальных изменений. Особенно значимую роль в этом процессе играет менеджериализация управления университетами и обусловленные ею подходы к привлечению на посты ректоров руководителей из других сфер деятельности: бизнеса, власти, общественных организаций. С другой стороны, ректоры университетов, пришедшие в систему управления из академической среды, сегодня, как правило, сохраняются в профессиональной когорте управленцев и достаточно редко возвращаются к академической деятельности. В связи с этим возникают исследовательские вопросы: как идентифицируют себя руководители вузов и ценности какого сообщества являются для них приоритетными? Авторами статьи проанализированы результаты исследовательской деятельности руководителей ведущих университетов страны за последние 5 лет. На основании полученных данных разработана типология сохранения академической идентичности руководителей университетов на современном этапе, сформулированы гипотезы дальнейшей трансформации управленческих и академических ролей ректоров российских вузов данного вида.
Статья может быть интересна для руководящих работников университетов.
Об авторах
О. Б. ТомилинРоссия
кандидат химических наук, доцент, заведующий кафедрой физической химии
+7 834 247-99-24
Россия, 430005, Саранск, ул. Большевистская, 68
А. К. Клюев
Россия
кандидат философских наук, доцент, руководитель кафедры ЮНЕСКО по университетскому управлению и планированию,
+7 343 371-10-03
Россия, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19
А. П. Багирова
Россия
доктор экономических наук, кандидат социологических наук, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления
+7 343 371-10-03
Россия, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19
Список литературы
1. Геращенко Д., Губа К., Мироненко А. Новые управленцы в вузах? Волна смены ректоров в 2015–2017 гг. Санкт-Петербург: ЦИАНО ЕУСПб, 2020. 16 с.
2. Портрет современного ректора: необходимые компетенции на глобальном научно-образовательном рынке / П. А. Жданов, И. Б. Тростянская, А. А. Барсуков, Н. А. Полухина // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 129–158. DOI 10.17323/1814-9545-2019-2-129-158.
3. The role of the university President: an examination of contemporary narratives in higher education / D. Harper, K. Mathuews, B. Pulcini, K. Tackett // Higher Education Management. 2017. Vol. 32, nr 1. P. 149–166.
4. Fitzmaurice M. Constructing professional identity as anew academic: amoralendeavour // Studiesin Higher Education. 2013. Vol. 38, nr 4. P. 613–622. DOI 10.1080/03075079.2011.594501.
5. Taylor P. Being an academic today // Changing identities in higher education / ed. R. Barnett and R. Di Napoli. London : Routledge, 2008. P. 27–39.
6. Giddens A. Modernityandself-identity. Cambridge: PolityPress, 1991. 421 p.
7. Ylijki O.-H., Ursin J. The construction of academic identity in the changes of Finnishhig her education // Studiesin Higher Education. 2013. Vol. 38, nr 8. P. 1135–1149. DOI 10/1080/03075079.2013.833036.
8. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета / пер. с исп. М. Н. Голубевой ; ред. перевода А. М. Корбут ; под общ. ред. М. А. Гусаковского. Минск : БГУ, 2005. 104 с.
9. Heimpel H. Shuld und Aufgabe der Universitat. Gottingen ; Berlin ; Frankfurt : Musterschmidtverlag, 1954. 258 s.
10. Кузьминов Я. И., Семенов Д. С., Фрумин И. Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «Мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. C. 8–63. DOI 10.17323/1814-9545-2013-4-8-69.
11. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. Санкт-Петербург : Питер, 2004. 512 с.
12. Adam B. Time. Cambridge : PolityPress, 2004. 384 p. 13. Bauman Z . Time and spacereunited //
13. Time and Society. 2000. Vol. 9, nr 2/3. P. 171–185. DOI 10.1177/09611463X00009002002.
14. Leccardi C. New temporal perspective esinthe «highspeedsociety» // 24/7. Time and temporality in the network society / ed. R. Hassan and R. E. Purser. Stanford, CA: Stanford Business Books, 2007. P. 25–36.
15. Ylijoki O.-H. Boundary-work between work and life in the high-speed university // Studies in Higher Education. 2011. Vol. 38, nr 2. P. 242–255. DOI 10.1080/03075079.2011.577524.
16. Томилин О. Б., Клюев А. К. «Черные лебеди» организационного дизайна российских университетов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 8/9. С. 44–55. DOI 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-44-55.
17. Harvey D. Time-space compression and the postmodern condition // The global transformation reader: An Introduction to the globalization debate / ed. D. Heldаnd, A. McGrew. London : Blackwell Publishing, 2000. P. 82–91.
18. Kunz A. M. Reconsider ing the workplace: facultyper ceptions of their work and workingen viron ments // Studiesin Higher Education. 2012. Vol. 37, nr 7. P. 769–782. DOI 10.1080/03-75079.2010.541556.
19. Sennett R. The corrosion of character. NewYork: W. W. Norton, 1998. 426 p.
20. Томилин О. Б., Фадеева И. М., Томилин О. О. Динамика изменения организационной культуры российских университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 2 (108). С. 92–105.
21. Bone J., McNay I. Higher education and human good. Bristol: Tockington Press, 2006. 284 p.
22. Томилин О. Б., Фадеева И. М., Томилин О. О. Оценка степени интеллектуального и эмоционального выгорания в высшей школе // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23, № 1/2. С. 141–154. DOI 10.15826/umpa.2019.01-2.012.
23. Henkel M. Introduction: Change and continuity in academic and professional identities // Academic and professional identities in higher education / ed. G. Gordon and C. Whitchurch. NewYork : Routledge, 2012. P. 3–12.
24. Hakala J. The future of the academic calling? Junior research ersintheen trepreneurial university // Higher Education. 2009. Vol. 57, nr 2. P. 173–190. DOI 10.1007/s10734-008-9140-6.
25. Ylijoki O.-H., Henriksson L. Tribal, proletarian and entrepreneurial career stories: junior academics as acaseinpoint // Studiesin Higher Education. 2017. Vol. 42, nr 7. P. 1292–1308. DOI 10.1080/03075079.2015.1092129.
26. Gornal L., Salisbary J. Compulsive working, «hyperprofessionality» and the unseen pleasures of academic work // Higher Education Quarterly. 2012. Vol. 66, nr 2. P. 135–154. DOI 10.1111/j.1468-2273.2012.00512.x.
27. Whitchurch C. Shifting identities and blurring boundaries: The emergence of Third Space professional in UK higher education // Higher Education Quarterly. 2008. Vol. 62, nr 4. P. 377–396.
28. Кузьминов Я.И. Наши университеты // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 3. С. 11–14.
29. Rhoades G. Managedprofessionals. Albany: State University of New York Press, 1998. 294 p.
30. Gordon G., Whitchurch C. Academic and Professional Identies in Higher Education: The Challenges of a Diversifying Workforce. Abingdon : Routledge, 2010. 344 p.
31. McNay I. From the collegial academy to corporate enterprise: the changing culture of universities // The Changing University? / T. Schulle (ed.). Buckingham: SRHE and OUPress, 1995. P. 105–115.
32. Организационная культура российских университетов: ожидания и реалии / О. Б. Томилин, И. М. Фадеева, О. О. Томилин, А. К. Клюев // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 1. С. 96–107.
33. Foucault M. Two lectures on power // Power / knowledge: Selected interviews and other writing, 1972–1977 / ed. K. Soperand, C. Gordon. Brighton: Harvester Press, 1980. 365 p.
34. Foucault M. Afterword: Thesubjectandpower // Michael Foucault: Beyond structuralism and hermeneutics / ed. H. Dreyfussand and P. Rabinov. Chicago IL: Chicago University Press, 1982. 275 p.
35. Musselin C. The Impact of Changing Recruitment Practiceson Academic Profiles // Academic and Professional Identities in Higher Education: The Challenges of a Diversifying Workforce / ed. G. Gordon and C. Whitchurch. NewYork: Routledge, 2010. P. 125–137.
36. Lam A., Campos A. «Content to be Sad» or «Runaway Apprentice»? The Psychological Contract and Careers of Young Scientists in the Entrepreneurial University // Human Relations. 2015. Vol. 68, nr 5. P. 811–841. DOI 10.1177/00187267145454483.
37. Duberley J., Cohen L., Mallon M. Constructing Scientific Careers: Change, Continuity and Context // Organization Studies. 2006. Vol. 27, nr 8. P. 1131–1151. DOI 10.1177/0170840606064105.
38. Ефимов В. С., Лаптева А. В. Университет как интеллектуальный полис: управление развитием в терминах политики // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 4. С. 46–57. DOI 10.15826/umpa.2020.04.034.
39. Kolsaker A. Academic professionalism in the managerialist era: a study of English universities // Studiesin Higher Education. 2008. Vol. 33, nr 5. P. 513–525. DOI 10.1080/03075070802372885.
Рецензия
Для цитирования:
Томилин О.Б., Клюев А.К., Багирова А.П. Идентичность ректора университета: академик vs администратор. Университетское управление: практика и анализ. 2022;26(1):68-81. https://doi.org/10.15826/umpa.2022.01.005
For citation:
Tomilin O.B., Klyuev A.K., Bagirova A.P. Identity of the University Rector: Academician vs Administrator. University Management: Practice and Analysis. 2022;26(1):68-81. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2022.01.005