Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

МОДЕЛЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

https://doi.org/10.15826/umpa.2018.01.003

Аннотация

Данная статья является концептуальной, ее цель - разработать основанную на учете требований потребителей модель формирования, обновления и оценки ресурсной базы, требуемой для реализации магистерских программ. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: а) с использованием логического анализа установлена взаимосвязь между требованиями потребителей, предъявляемых к качеству образования, и ресурсным обеспечением процесса реализации магистерской образовательной программы; б) маркетинговые исследования мнений потребителей необходимы для определения требований потребителей к качеству образования, а также установления несоответствий указанных требований и характеристик образовательного процесса; в) методы системного анализа позволили провести декомпозицию глобальной цели образовательного процесса и построить иерархию несоответствий характеристик данного образовательного процесса требованиям потребителей; г) для установления приоритетов устранения причин указанных несоответствий посредством распределения ресурсов использован метод анализа иерархий. Предложенный в работе механизм распределения ресурсов при проектировании образовательных программ позволяет определять степень соответствия ресурсной обеспеченности дисциплин учебного плана магистерской образовательной программы требованиям потребителей, рассчитывать средневзвешенные величины несоответствий фактического и желаемого уровней обеспечения каждой дисциплины ресурсами, производить корректирующие воздействия по устранению данных несоответствий, заключающиеся в распределении ресурсов пропорционально полученным значениям средневзвешенных величин несоответствий. Для обоснования полученных результатов авторы провели анализ ограничений и возможностей практического применения предлагаемого механизма распределения ресурсов при проектировании магистерских образовательных программ. Среди возможностей следует отметить повышение качества образования в результате более полного удовлетворения требований потребителей, наличие объективного инструмента обеспечения ресурсами магистерских программ, установление взаимосвязей между ресурсным обеспечением и результатами реализации образовательных программ, что позволит определить эффективность использования ресурсов. Среди ограничений следует отметить высокую трудоемкость реализации предлагаемого в статье механизма распределения ресурсов. Это ограничение можно устранить в результате автоматизации ряда этапов предлагаемого процесса распределения ресурсов. Новизна статьи заключается в том, что предложенный авторами механизм, в отличие от имеющихся, позволяет осуществлять проектирование и корректировку магистерских образовательных программ с учетом требований потребителей, так как. основывается на результатах исследований и представляет собой устранение несоответствий ресурсного обеспечения дисциплин учебного плана требованиям потребителей с учетом приоритетности. Это позволяет в условиях ограниченности ресурсов повышать качество образования.

Об авторах

Е. В. Тиссен
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


О. А. Грицова
Новоуральский технологический институт НИЯУ «МИФИ»
Россия


Список литературы

1. Клюев Ю. Б., Сандлер Д. Г. Оценка стоимости улучшения рейтинга вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 3. С. 21-36.

2. Клемешев А. П., Кукса И. Ю. Управление образовательными программами как фактор модернизации университета // Высшее образование в России. 2016. № 5 (201). С. 10-20.

3. Thomas H. Power in the Resource Allocation Process: the Impact of ‘Rational’ Systems, Journal of Higher Education Policy and Management, 2000, vol. 22, no. 2, pp. 127-138.

4. Mintzberg H. The Structuring of Organisations: A Synthesis of the Research. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1979. 512 p.

5. Андрейчиков А. В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2000. 368 с.

6. Parasuraman A. The SERVQAL model, available at: http://www.arl.org/libqual/events/oct2000msq/slides/parasuraman/sl001 (accessed 16.05.2017).

7. Грицова О. А. Маркетинговое исследование удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы использования биологических ресурсов в сельском хозяйстве в условиях глобализации». Екатеринбург: Изд-во УрГАУ, 2014. С. 73-79.

8. Малхотра Н. К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. 960 с.

9. Анфилатов В. С., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2007. 368 с.

10. Перегудов Ф. П., Тарасенко Ф. П. Основы системного анализа. Томск: Изд-во научно-технической литературы, 2001. 389 с.

11. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / под ред. С. В. Коршунова. М.: МИПК МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. 212 с.

12. Грицова О. А., Тиссен Е. В. Применение методологии системного анализа в маркетинговых исследованиях качества образовательных услуг // Вестник УрФУ Серия экономика и управление. 2016. Т. 15. № 6. С. 944-962.

13. Saaty T. L. Decision Making with the Analytic Hierarchy Process, International Journal Services Sciences, 2008, vol. 1, no. 1, pp. 83-98.

14. Саати Т., Кернс К. Аналитическое планирование: организация систем: пер. с англ. М.: Радио и связь, 1991. 224 с.

15. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий: пер. с англ. М.: Радио и связь, 1993. 278 с.

16. Кэндел М. Ранговые корреляции: пер. с англ. М. Финансы и статистика, 2005. 218 с.

17. Turner D. A. Quality in Higher Education. Rotterdam Boston - Taipei: Sense Publishers, 2011. 110 p.


Рецензия

Для цитирования:


Тиссен Е.В., Грицова О.А. МОДЕЛЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(1):26-37. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.01.003

For citation:


Tissen E.V., Gritsova O.A. THE MODEL OF RESOURCES DISTRIBUTION FOR DESIGNING MASTER’S EDUCATIONAL PROGRAM. University Management: Practice and Analysis. 2018;22(1):26-37. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2018.01.003

Просмотров: 681


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)