Оценка образовательного опыта студентов как инструмент принятия управленческих решений в университете
https://doi.org/10.15826/umpa.2021.03.029
Аннотация
В данной исследовательской статье предлагается обратить внимание на образовательный опыт студентов в региональном университете. Образовательный опыт можно понимать в двух аспектах: и как результат интеграции способностей, и как способность к действию в условиях неопределенности. Последний аспект в понимании опыта является наиболее важным для формирования личности в условиях сложного мира. В ситуации трансформации высшего образования опыт как способность к действию играет значимую роль в развитии личности, поэтому цель проведенного исследования состояла в анализе образовательного опыта студентов первого и выпускного курсов. Образовательный опыт студентов оценивался по их вовлеченности в образовательные практики непосредственно в аудитории, а также в научную деятельность в университете и самообразовательную деятельность. Результаты показали, что опыт студентов первого курса и выпускников в данном региональном университете имеет функциональные различия. Студенты первого курса проявляют более высокую образовательную активность по сравнению со студентами, обучающимися на выпускном курсе. Научно-исследовательский опыт обеих когорт студентов выражен в низкой степени. Опыт самостоятельных активностей в вузе или опыт самообразования целенаправленно не формируется. Сравнивая образовательный опыт студентов первого и выпускного курсов, можно заключить, что для выпускников структура опыта выглядит более функционально, такой вывод следует из их невысокой вовлеченности в образовательные практики по сравнению с первокурсниками. Это означает, что образовательный опыт от курса к курсу меняется преимущественно в отдельных компетенциях, не связанных друг с другом. Низкая вовлеченность студентов в образовательные практики говорит о слабом развитии у них опыта как способности к действию. Установлено, что одним из важных факторов вовлеченности в образовательный процесс, а значит, и формирования образовательного опыта студента выступает структура его мотивов.
Полученные результаты вносят определенный вклад в проектирование образовательных практик в университете и говорят о необходимости более ответственного подхода к проектированию образовательной среды и образовательных практик на всех уровнях университета.
Об авторах
Т. Н. КорнеенкоРоссия
Корнеенко Татьяна Николаевна – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник
680000, Хабаровск, ул. Серышева, 47
И. А. Щеглова
Россия
Щеглова Ирина Александровна – младший научный сотрудник, Центр социологии высшего образования
101000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10
Список литературы
1. Обра зование для сложного общества. Образовательные экосистемы для общественной трансформации: доклад Global Education Futures. 2018 // Future Foundation : [сайт]. URL: https://futuref.org/educationfutures_ru (дата обращения: 5.08.2021).
2. Теслинов А. Г. О двух классах трендов в образовании цифровой эпохи // Материалы XIX Международной научно-практической конференции «Концепции, проблемы, решения (DEQ-2017): молодежь и наука» / Международный институт ЛИНК. Жуковский, 2018. С. 183–188.
3. Корте Э. де. Проектирование учебного процесса: создание высокоэффективных образовательных сред для развития навыков саморегуляции // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 30–46.
4. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. 2017. № 4. C. 3–26.
5. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. Москва : Педагогика, 1981. 154 c.
6. Эшвин П. Может ли университетское образование изменить человека? // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 21–34.
7. Ashwin P., Abbas A., McLean M. How Do Students’ Accounts of Sociology Change over the Course of their Undergraduate Degrees? // Higher Education. 2014. Vol. 67, nr 2. P. 219–234.
8. Krause K. L., Coates H. Students’ Engagement in First-Year University // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2008. Vol. 33, nr 5. P. 493–505.
9. Щеглова И. А., Корешникова Ю. Н., Паршина О. А. Роль студенческой вовлеченности в развитии критического мышления // Вопросы образования. 2019. № 1. C. 34–47.
10. Малошонок Н. Г., Щеглова И. А. Модели организации обучения студентов в университете: основные представления, преимущества и ограничения // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 2. С. 107–120.
11. Балясин М. А., Карвальо Л., Михут Д. Опыт обучающихся: исследование-опрос как новый подход к оценке качества совместных программ магистратуры Erasmus Mundus // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 110–134.
12. Ермолаева М. В., Исаев Е. И., Лубовский Д. В. Оценка личностных образовательных результатов студентов в процессе обучения в магистратуре // Вопросы образования. 2020. № 4. С. 193–206.
13. Astin A. W. Student Involvement: A Developmental Theory for Higher Education // Journal of College Student Development. January 1999. Vol. 40. P. 518–529.
14. Jones R. The Student Experience of Undergraduate Students: Towards a Conceptual Framework // Journal of Further and Higher Education. 2018. Vol. 42, nr 8. P. 1040–1054.
15. Валиев Р. А. Формирование готовности будущих педагогов к освоению актуального социального опыта : автореф. дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 2012. 26 c.
16. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. Санкт-Петербург : Питер, 2004. 384 с.
17. Trina J., Beverley O. Want Students to Engage? Contextualise Graduate Learning Outcomes and Assess for Employability // Higher Education Research Development. 2018. Vol. 37, nr 1. P. 44–57. DOI 10.1080/07294360.2017.1339183.
18. Холодная М. А. Многомерная природа показателей интеллекта и креативности: методические и теоретические следствия // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 3. С. 18–31.
19. Куренной В. А. Философия либерального образования: принципы // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 8–39.
20. Meehan C., Howells K. ‘What Really Matters to Freshers?’: Evaluation of First Year Student Experience of Transition into University // Journal of Further and Higher Education. 2018. Vol. 42, nr 7. P. 893–907. DOI 10.1080/0309877X.2017.1323194.
21. Shcheglova I., Gorbunova E., Chirikov I. The Role of the First-Year Experience in Student Attrition // Quality in Higher Education. 2020. Vol. 26, nr 3. P. 307–322.
22. Kuh G. D. What Student Affairs Professionals Need to Know about Student Engagement // Journal of College Student Development. 2009. Vol. 50, nr 6. P. 683–706.
23. Малошонок Н. Г., Семенова Т. В., Терентьев Е. А. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления // Вопросы образования. 2015. № 3. C. 92–121.
24. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Самообразование как социологическая проблема // Социологические исследования. 1997. № 10. C. 78–87.
25. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург : Питер, 2002. 512 c.
Рецензия
Для цитирования:
Корнеенко Т.Н., Щеглова И.А. Оценка образовательного опыта студентов как инструмент принятия управленческих решений в университете. Университетское управление: практика и анализ. 2021;25(3):82-99. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.03.029
For citation:
Korneenko T.N., Shcheglova I.A. Assessment of the student’s educational experience as a tool for making management decisions in the university. University Management: Practice and Analysis. 2021;25(3):82-99. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2021.03.029