Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Доказательное развитие аспирантуры: ландшафт исследований аспирантского опыта

https://doi.org/10.15826/umpa.2021.02.017

Полный текст:

Аннотация

В ведущих зарубежных университетах широкое распространение получили регулярные опросы аспирантов, посвященные их карьерным траекториям, удовлетворенности программой и процессом обучения, организацией научного руководства и другим аспектам аспирантского опыта. Результаты таких исследований становятся основой для принятия решений по совершенствованию аспирантских программ и позволяют оценивать эффект от вводимых мер. В России же вследствие дефицита эмпирических данных об аспирантском опыте невозможно выявить и устранить причины наблюдающейся на протяжении нескольких последних лет низкой результативности аспирантуры. Для поддержания дискуссии о необходимости проведения в нашей стране мониторинговых исследований такого рода в статье приведены результаты анализа открытой информации с сайтов порядка 150 зарубежных учреждений, организующих исследования аспирантурына национальном, межвузовском и институциональном уровнях. Представленный обзор показывает, насколько активно происходит сбор данных об аспирантуре в США, Канаде, Австралии и Великобритании, где существуют либо один, либо несколько масштабных проектов, стимулирующих к сбору таких данных, относящихся к нескольким десяткам вузов сразу, и каким образом результаты этих исследований используются вузами, работодателями и абитуриентами. На примере тем, связанных с мотивацией поступления в аспирантуру, карьерными траекториями аспирантов и организацией научного руководства, обсуждается, каким образом описываемые практики проведения исследований могут быть использованы для доказательного развития российской аспирантуры.

Об авторе

С. В. Жучкова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Жучкова Светлана Васильевна – магистр компьютерных наук, стажер-исследователь Центра социологии высшего образования

101000, Москва, ул. Мясницкая, 11



Список литературы

1. Сенашенко В. С. Особенности реформирования отечественной аспирантуры как предмет дискуссии // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 3. С. 58–73. DOI 10.31992/0869-3617-2020-29-3-58-73.

2. Терентьев Е. А., Бедный Б. И. Проблемы и перспективы развития российской аспирантуры: взгляд региональных университетов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 9–28. DOI 10.31992/0869-3617-202029-10-9-28.

3. Терентьев Е. А., Бекова С. К., Малошонок Н. Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 22. С. 54–66. DOI 10.15826/umpa.2018.05.049.

4. Бедный Б. И., Миронос А. А., Рыбаков Н. В. Аспирантура как институциональный ресурс подготовки кадров для науки и высшей школы (статья 1) // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 8/9. С. 44–54. DOI 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-44-54.

5. Бекова С. К., Терентьев Е. А. Аспирантское образование: международный опыт и возможности его применения в России // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 6. С. 51–64. DOI 10.31992/0869-3617-2020-6-51-64.

6. Груздев И. А., Терентьев Е. А. Данные против мифов: результаты социологического исследования аспирантов ведущих вузов // Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 89–97.

7. Терентьев Е. А., Рыбаков Н. В., Бедный Б. И. Зачем сегодня идут в аспирантуру: типологизация мотивов российских аспирантов // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 40–69.

8. European University Association. Salzburg II Recommendations: European Universities’ Achievements since 2005 in Implementing the Salzburg Principles, 2010. URL: https://eua.eu/downloads/publications/salzburg%20ii%20recommendations%202010.pdf (дата обращения: 25.03.2021).

9. Правдина М. А. Зачем университетам внутренние исследования? Обзор зарубежного опыта institutional research // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 4. С. 56–65.

10. Sowell R. S., Bell N. E., Nataraj K. S. Ph D. Completion and Attrition: Policies and Practices to Promote Student Success. Washington, DC : Council of Graduate Schools, 2010. 90 p.

11. Association of American Universities. AAU Committee on Graduate Education: Report and Recommendations. Washington, DC : Association of American Universities. 1998. 27 p.

12. Doctoral Education in Europe Today: Approaches and Institutional Structures / A. Hasgall, B. Saenen, L. BorrellDamian [et al.]. Berlin : EUA CDE, 2019. 35 p.

13. European Science Foundation. 2017 Career Tracking Survey of Doctorate Holders: Project Report. 2017. URL: https://www.esf.org/fileadmin/user_upload/esf/F-FINAL–Career_Tracking_Survey_2017__Project_Report.pdf (дата обращения: 25.03.2021).

14. Bitzer E. Research into Doctoral Education: A Survey of Institutional Research Projects in Southern Africa // Institutional Research in South African Higher Education – Intersecting Contexts and Practices / J. Botha, N. Muller (eds.). Stellenbosch : Sun Press, 2016. P. 277–297.

15. Портрет современного российского аспиранта / С. К. Бекова, И. А. Груздев, З. И. Джафарова [и др.] // Современная аналитика образования. 2017. № 7 (15). С. 4–59.

16. Бекова С. К., Джафарова З. И. Кому в аспирантуре жить хорошо: связь трудовой занятости аспирантов с процессом и результатами обучения // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 87–108. DOI 10.17323/1814-9545-2019-1-87-108.

17. Maloshonok N., Terentev E. National Barriers to the Completion of Doctoral Programs at Russian Universities // Higher Education. 2019. Vol. 77, nr 2. P. 195–211. DOI 10.1007/s10734-018-0267-9.

18. Рыбаков Н. В. Современная модель российской аспирантуры: пилотное исследование первого выпуска // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 7. С. 86–95. DOI 10.31992/0869-3617-2018-27-7-86-95.

19. Миронос А. А., Бедный Б. И., Рыбаков Н. В. Академические профессии в спектре профессиональных предпочтений аспирантов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 3 (109). С. 74–84. DOI 10.15826/umpa.2017.03.039.

20. Биричева Е. В., Фаттахова З. А. Эффективность взаимодействия научного руководителя и аспиранта в вузе и в академии наук // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 1. С. 9–22. DOI 10.31992/0869-3617-2021-301-9-22.

21. Михалкина Е. В., Скачкова Л. С., Герасимова О. Я. Академическая или неакадемическая карьера: какой выбор делают аспиранты федеральных университетов? // Terra Economicus. 2019. Т. 17, № 4. С. 148–173.

22. Бояркина С. И., Иванова Е. А. Аспиранты СанктПетербурга: сравнительный анализ научных специальностей // Социология науки и технологий. 2015. Т. 6, № 3. С. 50–65.

23. Красинская Л. Ф., Климова А. С. Аспирантура в ожидании перемен: насколько к ним готовы аспиранты и их научные руководители? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 3. С. 24–36. DOI 10.31992/0869-3617-2020-29-3-24-36.

24. Собкин В. С., Смыслова М. М. Особенности мотивации поступления в аспирантуру // Педагогика. 2020. Т. 84, № 7. С. 36–44.

25. Собкин В. С., Смыслова М. М., Коломиец Ю. О. Социально-психологические особенности жизненных и профессиональных планов аспирантов // Педагогика. 2020. Т. 84, № 11. С. 37–47.

26. Собкин В. С., Смыслова М. М., Коломиец Ю. О. Миграционные установки аспирантов: к вопросу об «утечке мозгов» // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 3. С. 61–79. DOI 10.17759/psyedu.2020120304.


Для цитирования:


Жучкова С.В. Доказательное развитие аспирантуры: ландшафт исследований аспирантского опыта. Университетское управление: практика и анализ. 2021;25(2):98-113. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.02.017

For citation:


Zhuchkova S.V. Evidence-Based Development of Doctoral Education: The Landscape of Doctoral Students' Experience Research. University Management: Practice and Analysis. 2021;25(2):98-113. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2021.02.017

Просмотров: 274


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)