Конгруэнтность направлений подготовки студентов университетов потребностям регионального рынка труда: секторальный анализ
https://doi.org/10.15826/umpa.2021.02.013
Аннотация
Авторами данной исследовательской статьи на основе концепции секторной модели экономики и индекса структурных различий проведен анализ соответствия направлений подготовки студентов отраслевой структуре занятости в 84 регионах Российской Федерации. Представлен методический подход к оценке конгруэнтности направлений подготовки студентов университетов потребностям регионального рынка труда. С использованием методов экономического и статистического анализа определены уровень дифференциации региональных систем высшего образования, секторальная структура выпускников и показатель их трудоустройства в региональном разрезе, а также проанализировано соотношение предложения выпускников и спроса на них. Составлена классификация регионов по уровням этого соотношения и сделаны выводы о сбалансированности систем высшего образования в регионах с учетом потребностей в подготовке кадров. Диагностирована структурно-профессиональная диспропорция между региональными рынками труда и региональными системами высшего образования в большинстве регионов России и выявлены дисбалансы в подготовке специалистов во вторичном секторе экономики, который является определяющим для развития высокотехнологичных производств и обеспечивает потребность в кадрах для новой цифровой экономики. Определены направления преодоления дисфункциональности взаимоотношений университетов и рынка труда. Результаты исследования позволяют принимать решения по совершенствованию политики распределения планового контингента студентов по направлениям подготовки в соответствии с потребностями региональных экономик.
Об авторах
А. А. ФирсоваРоссия
Фирсова Анна Александровна – доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов и кредита
410012, Саратов, ул. Астраханская, 83
Ю. В. Преображенский
Россия
Преображенский Юрий Владимирович – кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры экономической и социальной географии
410012, Саратов, ул. Астраханская, 83
Список литературы
1. Альтбах Ф. Дж. Глобальные перспективы высшего образования / перевод с английского под научной редакцией А. Рябова. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. 552 с. DOI 10.17323/978-5-7598-1712-3.
2. Arbo P., Benneworth P. Understanding the Regional Contribution of Higher Education Institutions: A Literature Review // OECD Education Working Papers. 2007. № 9. 79 p. DOI 10.1787/161208155312.
3. Benneworth P., Sanderson A. The Regional Engagement of Universities: Building Capacity in a Sparse Innovation Environment // Higher Education Management and Policy. 2009. Vol. 21, nr 1. P. 1–18. DOI 10.1787/hemp-v21-art8-en.
4. Clark B. The Higher Education System: Academic Organization in Cross-National Perspective. Berkeley : University of California Press, 1983. 318 p. DOI 10.1002/pam.4050030317.
5. Goddard J., Сhatterton P. The Response of Higher Education Institutions to Regional Needs // European Journal of Education. 2000. Vol. 35, nr 4. P. 475–496. DOI 10.1111/1467-3435.00041.
6. Фирсова А. А., Нархова А. А. Зарубежные подходы к оценке влияния университета на региональное развитие // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14, вып. 2 (1). С. 289–294.
7. Макарова Е. Л. Когнитивное моделирование сбалансированного развития региональной системы высшего образования с учетом потребностей региона // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2018. Т. 13, № 4. С. 516–531. DOI 10.17072/1994-9960-2018-4-516-531.
8. Лунев А. П. Совершенствование государственного управления системой высшего образования в регионе : дис. … д-ра эконом. наук. Москва, 2000. 349 с.
9. Клюев А. К. Программы инновационного развития региона и университетов: поиск соответствия // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 1 (65). С. 30–34.
10. Мингалева Ж. А. Соответствие региональной сферы образования задачам формирования профессиональных компетенций и целям устойчивого развития общества (на материалах Пермского края) // Региональная экономика и управление : электронный научный журнал. 2019. № 4. Номер статьи: 6018. URL: https://eee-region.ru/article/6018/ (дата обращения: 07.09.2020).
11. Федоляк В. С. Несоответствие рынка образовательных услуг требованиям рынка труда: причины и способы преодоления // Профессиональная ориентация. 2018. № 2. С. 49–53.
12. Клюев А. К. Университет в бизнес-среде региона: как есть и как надо // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 1 (107). С. 96–107. DOI 10.15826/umpa.2017.01.009.
13. Лешуков О. В., Лисюткин М. А. Управление региональными системами высшего образования в России: возможные подходы // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 6 (100). С. 29–40.
14. Зайцева О. П., Глушакова О. В. Оценка реализации политики управления региональной системой высшего образования: институциональный и финансовый аспекты // Сибирская финансовая школа. 2018. № 6. С. 20–29.
15. Кочетов А. Н. Скрытая безработица среди специалистов // Социологические исследования. 1992. № 5. С. 14–22.
16. Кязимов К. Г. Взаимодействие учреждений образования с субъектами рынка труда // Профессиональное образование в современном мире. 2019. № 9 (1). С. 2421– 2432. DOI 10.15372/PEMW20190105.
17. Погорелов Е. Проблема востребованности выпускника вуза на современном рынке труда // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 2013. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/163/2366 (дата обращения: 23.10.2020).
18. Фирсова А. А. Анализ сбалансированности развития региональных систем высшего образования // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2018. № 4 (20). С. 109–118.
19. Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www.edu.ru/abitur/act.6/index.php (дата обращения: 23.10.2020).
20. Мониторинг 2019. Характеристика системы высшего образования в РФ. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/2019/index.php?m=vpo (дата обращения: 23.10.2019).
21. Реестр регионов // Портал Мониторинга трудоустройства выпускников. URL: http://graduate.edu.ru (дата обращения: 23.10.2019).
22. Firsova A. A., Chernyshova G. Yu. Modeling of Regional High Education Systems’ Efficiency by Data Envelopment Analysis // The Proceedings of the Third Workshop on Computer Modelling in Decision Making (CMDM 2018), Part of series: Advances in Computer Science Research (ACSR). 2019. Vol. 85. P. 67–73.
23. Огурцова Е. В., Челнокова О. Ю. Оценка реализации базовых функций региональных систем высшего образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 169–175. DOI 10.18500/1994-2540-2018-18-2-169-175.
24. Firsova A. A., Makarova E. L., Tugusheva R. R. Institutional Management Elaboration through Cognitive Modeling of the Balanced Sustainable Development of Regional Innovation Systems // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2020. Vol. 6, iss. 32. DOI 10.3390/joitmc6020032.
25. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОКВЭД. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320/ (дата обращения: 23.10.2020).
26. Типология Фишера – Кларка экономической деятельности города // EcoUniver.com : экономический портал. URL: https://ecouniver.com/1716-tipologiyafisheraklarka-yekonomicheskoj.html (дата обращения: 23.10.2020).
27. Коряков А. Г., Басалов С. Г., Баранов Д. Н. Современные тенденции динамики секторов экономики Архангельской области // Московский экономический журнал. 2017. № 2. С. 19.
28. Морозова Л. С. Формирование рынка труда региона в условиях развития сервисной экономики : автореф. дис. … д-ра эконом. наук. Москва, 2006. 46 c.
29. Рябцев В. М., Чудилин Г. И. Региональная статистика: методы и результаты анализа. Москва : МИД, 2001. 380 с.
30. Фенин К. В., Булушева А. А. О ценности сферы образования и недооцененности ее работников // Профессиональная ориентация. 2019. № 1. С. 70–82.
31. Атлас новых профессий. URL: http://atlas100.ru/catalog/?otrasl=all (дата обращения: 25.10.2020).
32. Ogurtsova E. V., Tugusheva R. R., Firsova A. A. Innovation Spillover Effects of Information and Communications Technology in Higher Education // Perspectives of Science and Education. 2019. Vol. 42, nr. 6. P. 409–421. DOI 10.32744/pse.2019.6.34.
33. Преображенский Ю. В. Пространственные аспекты в «Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Науки о Земле. 2017. Т. 17, вып. 4. С. 227–231. DOI 10.18500/18197663-2017-17-4-227-231.
Рецензия
Для цитирования:
Фирсова А.А., Преображенский Ю.В. Конгруэнтность направлений подготовки студентов университетов потребностям регионального рынка труда: секторальный анализ. Университетское управление: практика и анализ. 2021;25(2):34-48. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.02.013
For citation:
Firsova A.A., Preobrazhenskiy Yu.V. Universities’ Training Programs Congruence to the Needs of the Regional Labour Market: Sectoral Analysis. University Management: Practice and Analysis. 2021;25(2):34-48. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2021.02.013