Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Ценность доверия как «скрепы» корпоративной культуры современного университета

https://doi.org/10.15826/umpa.2021.01.008

Аннотация

В данной концептуальной статье констатируется расслоение единства корпоративной культуры современного университета как его традиционной культурной базы на институционально-административную (реализующую «третью миссию» университета и несущую тенденцию его трансформации в бизнес-корпорацию) и культуру профессорско-преподавательскую (сохранившую традиционные университетские функции) и предлагаются пути устранения этого расслоения.
Авторы обосновывают роль и значение мировоззренческой установки корпоративной культуры университета на доверие как «скрепы» его расслоенной культурной базы, сохраняющей баланс между традиционной университетской миссией и миссией современной (понятие «скрепы» заимствовано у российского исследователя Л. Гудкова, использующего эту категорию для обозначения механизма, скрепляющего общество в единство и целое).
Методология концептуальных рассуждений базируется на социокультурном подходе, предлагающем рассматривать изменения любого социального института в контексте ответа на вызов глобализированного мира сетевых структур и рыночных отношений.
В статье выявляются причины и последствия рассогласованности культурной базы университета. Коммуникативная рациональность как стиль научного и философского мышления, инициирующий построение современных социальных онтологий, обосновывается в качестве инструмента возможной комплементарности («скрепы») институционально-административной и профессорской культур университета. Аргументируется, что сегодня доверие обнаруживает свое не только психологическое, но онтологическое и эпистемологическое значение, ориентируя обе составляющие корпоративной культуры на единство в реализации как исследовательской, образовательной миссий университета, так и его «третьей миссии».
Научная новизна статьи заключается в том, что в ней дается определение университетской корпоративной культуры, ориентированной на формирование у студентов доверия как ключевого фактора сохранения жизни в современном мире с его идеологической, экономической и политической напряженностью. На этом основании и предлагается формировать стратегию управления университетом и осуществлять перестройку учебного процесса.

Об авторах

Ю. Л. Петров
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Россия

Петров Юрий Львович – аспирант отделения социально-гуманитарных дисциплин

634050, Томск, пр. Ленина, 30

+7 913 851-03-03



Г. И. Петрова
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Петрова Галина Ивановна – доктор философских наук,  профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной  философии

634050, Томск, пр. Ленина, 36

+7 913 840-84-37



Список литературы

1. Шейн Э. X. Организационная культура и лидерство. Санкт-Петербург : Питер, 2002. 336 с.

2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. Москва ; Санкт-Петербург : Питер, 2004. 831 с.

3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. Москва : Экономистъ, 2003. 528 с.

4. Камерон К. С., Куинн Р. Э. Диагностика и изменение организационной культуры. Санкт-Петербург : Питер, 2001. 320 с.

5. Хачатурян Н. А. Феномен корпоративизма // Общности и человек в средневековом мире. Москва ; Саратов : ИВИ РАН, 1992. С. 17–23.

6. Куренной В. Университетская корпорация // Журнальный зал : [сайт]. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2006/4/universitetskaya-korporacziya.html (дата обращения: 27.12.2020).

7. Вахштайн В. С. Метафоры и метаморфозы университета // ИНТЕРЛОС : [сайт]. URL: http://www.intelros.ru/pdf/Kultivator/3/2.pdf (дата обращения: 08.01.2021).

8. Ясперс К. Идея университета // ABUSS : [сайт]. URL: http://abuss.narod.ru/study/su/jaspers_university.htm (дата обращения: 08.01.2021).

9. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. Москва : Прогресс, 1990. С. 61–272.

10. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура // Библиотека Гумер – Политология : [сайт]. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/index.php (дата обращения: 08.01.2021).

11. Кастельс М. Галактика Интернет : Размышления об Интернете, бизнесе и обществе // Библиотечно-информационный комплекс Финуниверситета – Library of Financial University under the Government of the Russian Federation : [сайт]. URL: http://www.librar y.fa.r u/f iles/Kastels.pdf (дата обращения: 08.01.2021).

12. Тюпа В. И. Архитектоника коммуникативного события (к первоосновам коммуникативной дидактики) // Дискурс. 1996. № 1. С. 30–39.

13. Апель K.-O. Трансформация философии. Москва : Логос, 2001. 344 с.

14. Карл-Отто Апель: идея трансцендентальной прагматики // Студми. Учебные материалы для студентов : [сайт]. URL: https://studme.org/184802/filosofiya/karl_otto_apel_ideya_transtsendentalnoy_pragmatiki (дата обращения: 08.01.2021).

15. Ситникова Е. И. Трансцендентально-герменевтическая концепция языка // CORE : [сайт]. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/197428179.pdf (дата обращения: 09.01.2021).

16. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вопросы социальной теории. 2007. Т. 1, вып. 1. С. 229–245.

17. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Санкт-Петербург : Наука, 2001. 382 с.

18. Шелер М. О предательстве радости // Человек. 2016. № 4. С. 100–102.

19. Гоулмен Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2020. 544 с.

20. Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии. Москва : Прогресс, 1985. 345 с.

21. Вердербер К. Психология общения // Учебнометодическая литература для учащихся и студентов. Студенческие работы, курсовые, контрольные, рефераты, ГДЗ : [сайт]. URL: https://www.studmed.ru/verderberr-psihologiya-obscheniya_4d320fa827f.html (дата обращения: 10.01.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Петров Ю.Л., Петрова Г.И. Ценность доверия как «скрепы» корпоративной культуры современного университета. Университетское управление: практика и анализ. 2021;25(1):107-116. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.01.008

For citation:


Petrov Yu.L., Petrova G.I. The Value of Trust as a «Glue» of a Modern University’s Corporate Culture. University Management: Practice and Analysis. 2021;25(1):107-116. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2021.01.008

Просмотров: 539


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)