Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Конкуренция между вузами: концептуальный анализ

https://doi.org/10.15826/umpa.2020.04.035

Полный текст:

Аннотация

Переход к экономике знания заострил внимание исследователей на развитии системы высшего образования и ее проблемах, а сами вузы поставил в конкурентную борьбу за ограниченные ресурсы. Свободная и управляемая конкуренция замыкает на себе цепочку взаимосвязанных, порой противоречивых в применении к столь социально значимой сфере, как высшее образование, понятий. Цель авторов данной исследовательской статьи – выявление с помощью метода концептуального анализа взаимосвязи между понятиями «конкуренция», «конкурентоспособность», «эффективность» и «сотрудничество» применительно к системе высшего образования. Конкуренция и сотрудничество рассматриваются как факторы, повышающие эффективность функционирования вузов. При этом в обоснованиях необходимости создания конкурентных условий для высших учебных заведений и в определениях понятия «эффективность» выявляются противоречия. Вузы рассматриваются как коммерческие организации, показатели деятельности которых замыкаются на их внутренней среде; исключаются из внимания основные функции этих образовательных учреждений: воспроизводство интеллектуального капитала и повышение качества человеческих ресурсов, а также ориентация на потребности рынка труда. Столь же ограничено и понятие «конкуренция»: оно представлено через индекс монополизации, рассчитанный в большинстве случаев через долю обучающихся студентов и не учитывающий особенности отечественной системы высшего образования. Тем не менее в работах о конкуренции и финансировании обращается внимание на общественное благо, создаваемое вузами, которое не всегда очевидно и требует финансового участия правительства. На основании результатов проведенного концептуального анализа авторы приходят к выводу, что в дискуссиях о конкуренции и эффективности вузов в контексте ассоциации их с коммерческим сектором происходит упущение целого ряда социально значимых элементов высшего образования и науки.

Об авторах

А. Е. Судакова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Судакова Анастасия Евгеньевна – кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории по проблемам университетского развития

620002, Екатеринбург, ул. Мира 19



Д. Г. Сандлер
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Сандлер Даниил Геннадьевич – кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории по проблемам университетского развития

620002, Екатеринбург, ул. Мира 19



Т. В. Тарасьева
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Тарасьева Татьяна Владимировна – младший научный сотрудник лаборатории по проблемам университетского развития

620002, Екатеринбург, ул. Мира 19



Список литературы

1. Agasisti T., Catalano G. Governance Models of University Systems – Towards Quasi-Markets? Tendencies and Perspectives: a European Comparison // Journal of Higher Education Policy and Management, 2006. Vol. 28, nr 3. P. 261–278. DOI 10.1080/13600800600980056.

2. Catalano G., Silvestri P. Regolamentazione e competizione nel sistema universitario italiano: Effetti e problemi del nuovo sistema di finanziamento // Regolamentazione dei servizi pubblici / D. Fabbri, G. Fiorentini (Eds.). Roma : Carrocci Editore, 1999. P. 143–185.

3. Quasi-Markets and Social Policy / W. Bartlett, J. Le Grand (eds.). London : Macmillan, 1993. 265 p. DOI 10.1007/978-1-349-22873-7_9.

4. Glennerster H. Quasi-Markets for Education? // The Economic Journal. 1991. Vol. 101, nr 408. P. 1268–1276. DOI 10.2307/2234442.

5. Marginson S. Dynamics of National and Global Competition in Higher Education // Higher Education. 2006. Vol. 52, nr 1. P. 1–39. DOI 10.1007/s10734-004-7649-x.

6. Dill D. D. Higher Education Markets and Public Policy // Higher Education Policy. 1997. Vol. 10, nr 3/4. P. 167–185. DOI 10.1016/S0952-8733(97)81763-1.

7. Market Type Mechanisms in Higher Education: a Comparative Analysis of Their Occurrence and Discussions on the Issue in Five Higher Education Systems / F. Kaiser, P. Meer van der, J. M. R. Beverwijk [et al.] // CHEPS. 1999. Nr 319. P. 113.

8. Markets in Higher Education: Rhetoric or Reality? / P. Teixiera, B. Jongbloed, D. Dill, A. Amaral (eds.). Dordrecht : Kluwer Academic Publishers, 2004. 355 p. DOI 10.1007/1-4020-2835-0.

9. Breneman D. W., Mingle J. R. Strategies for the 1980s // Challenges of Retrenchment. San Francisco : Jossey-Bass, 1981. P. 35–79.

10. Лешуков О. В., Фрумин И. Д. Флагманские университеты: от советского опыта к поиску новой модели // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 4. С. 22–29. DOI 10.15826/umpa.2017.04.046.

11. Федюкин И., Фрумин И. Российские вузы-флагманы // Pro et Contra. 2010. Т. 14, № 3. С. 19–31.

12. Сандлер Д. Г., Судакова А. Е., Тарасьева Т. В. Драйверы развития региональных систем высшего образования // Экономика региона. 2020. № 4. С. 1087–1103.

13. Brankovic J., Ringel L., Werron T. How Rankings Produce Competition: The Case of Global University Rankings // Zeitschrift für Soziologie. 2018. Vol. 47, nr 4. P. 270–288. DOI 10.1515/zfsoz-2018-0118.

14. Horta H. Y., Huisman J., Heitor M. Does Competitive Research Funding Encourage Diversity in Higher Education? // Science and Public Policy. 2008. Vol. 35, nr 3. P. 146–158. DOI 10.3152/030234208X299044.

15. Резник С. Д., Юдина Т. А. Репутация как ключевой фактор обеспечения конкурентоспособности российского вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 2 (90). С. 81–91.

16. Юдина Т. А. Принципы и инструменты управления репутационными рисками университета // Журнал исследований по управлению. 2019. Т. 5, № 5. C. 77–83.

17. Скрипкина А. В. Известность и репутация образовательного учреждения в формировании положительного имиджа вуза // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 3 (32). С. 32–36.

18. Agasisti T. Market Forces and Competition in University Systems: Theoretical Reflections and Empirical Evidence from Italy // International Review of Applied Economics. 2009. Vol. 23, nr 4. P. 463–483. DOI 10.1080/02692170902954783.

19. Belfield C. Economic Principles for Education. Theory and Evidence. Cheltenham, UK : Edward Elgar Publisher,, 2003. Ch. 7. P. 144–162. DOI 10.1016/S0272-7757(01)00061-9.

20. Belfield C., Levin H. The Effects of Competition on Educational Outcomes: A Review of U. S. Evidence, Occasional Paper. Nr NCSPE-OP-35. New York : National Center for the Study of Privatization in Education, Teachers College, Columbia University, 2001. 55 p. DOI 10.3102/00346543072002279.

21. Agasisti T. Performances and Spending Efficiency in Higher Education: a European Comparison through NonParametric Approaches // Education Economics. 2011. Vol. 19. P. 199–224. DOI 10.1080/09645290903094174.

22. Afonso A., Aubyn M. St. Non-parametric Approaches to Education and Health Efficiency in OECD Countries // Journal of Applied Economics. 2005. Vol. 8, nr 2. P. 227–246. DOI 10.1080/15140326.2005.12040626.

23. Князев Ю. О методологическом дуализме в общественных науках // Экономист. 2017. № 1. С. 63–70.

24. Князев Ю. Обновление экономической теории: от непреложного индивидуализма к коллективизму // Мир перемен. 2011. № 2. С. 39–54.

25. Нейлбафф Б., Бранденбургер А. Co-opetition. Конкурентное сотрудничество в бизнесе. Москва : Кейс, 2012. 352 с.

26. Плещинский А. С. Анализ конкуренции и сотрудничества при разработке технологических инноваций в отраслях промышленности // Экономика и математические методы. 2017. Т. 53, № 3. С. 38–58.

27. Толокина Е. Л. Сотрудничество и конкуренция: кто кого? // Теоретическая экономика. 2013. № 6 (18). C. 36–41.

28. Князев Ю. О конкуренции и сотрудничестве в современной экономике // Общество и экономика. 2018. № 4. С. 31–42.

29. Приходько Р. В. Сетевая научно-производственная кооперация высших учебных заведений и промышленных предприятий // Экономика и экологический менеджмент. 2009. № 2. С. 34–43.

30. Dimitrova G., Dimitrova T. Competitiveness of the Universities: Measurement Capabilities // Trakia Journal of Sciences. 2017. Vol. 15, nr 1. P. 311–316.

31. Бончукова Д. А., Старобинская Н. М. Стратегический маркетинг и конкурентоспособность вуза // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. 2013. Т. 4, № 2. С. 38–56.

32. Мохначев С. А. Управление конкурентоспособностью вуза на рынке образовательных услуг // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 307. С. 116–121.

33. Зафирова Ц. Висшите училища в България: конкурентоспособност и рейтингова система // Oсма международна научно-практическа конференция «Преподаване, учене и качество във висшето образование – 2011», 17–18 юни 2011 г. Бояна, 2011. P. 105–114.

34. Gary-Bobo R., Trannoy A. L’Economie Politique Simplifié du «Mammouth» // Revue Française d’Économie. 1998. Nr 3. Pp. 85–126.

35. Kendall J., Knapp M., Forder J. Social Care and the Nonprofit Sector in the Western Developed World // The Nonprofit Sector: A Research Handbook / W. Powell, R. Steinberg (eds.) 2nd ed. New Haven : Yale University Press, 2006. P. 415–431.

36. Nazarko J., Šaparauskas J. Application of DEA Method in Efficiency Evaluation of Public Higher Education Institutions // Technological and Economic Development of Economy. 2014. Nr 20 (4). P. 25–44. DOI 10.3846/20294913.2014.837116.

37. Simmel G. The Sociology of Georg Simmel. New York : Simon and Schuster, 1950. 445 p.

38. De Groof J., Neave G., Švec J. Democracy and Governance in Higher Education. Dordrecht : Kluwer Law International, 1998. 202 p.

39. Ревенко Н. Ф., Чикурова О. В., Силиванова О. А. Влияние градообразующего вуза на демографическую ситуацию в моногороде // Вестник ИжГТУ им. М. Т. Калашникова. 2017. Т. 20, № 3. С. 80–85.

40. Amaral A., Magalhães A. On Markets, Autonomy and Regulation the Janus Head Revisited // Higher Education Policy. 2001. Vol. 14. P. 7–20. DOI 10.1016/S0952-8733(00)00028-3.

41. Трудоустройство выпускников и его связь с качеством высшего образования / Д. Г. Сандлер, А. Д. Сущенко, П. Д. Кузнецов, Т. Е. Печенкина // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 3 (115). С. 73–85.

42. Гимпельсон В. Е. Нужен ли российской экономике человеческий капитал? Десять сомнений // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 129–143.

43. Варшавской Е. Я. Где и кем работают высокообразованные россияне // Демоскоп Weekly. 2017. № 713/714. С. 1–12.

44. Neave G. Homogenization, Integration and Convergence: The Cheshire Cats of Higher Education Analysis // The Mockers and Mocked: Comparative Perspectives on Differentiation, Convergence, and Diversity in Higher Education / V. L. Meek, L. Goedegebuure (eds.). Oxford, UK : Pergamon, 1996. P. 26–41.

45. Graham H. D., Diamond N. The Rise of the American Research Universities – Elites and Challengers in the Postwar Era. Baltimore, MD : Johns Hopkins University Press, 1997. 319 p.

46. UNESCO. Policy Paper for Change and Development in Higher Education. Paris : UNESCO, 1995. 43 p.

47. Williams G. The Many Faces of Privatization // Higher Education Management. 1996. Vol. 8, nr 3. P. 39–57.

48. Higher Education: The Lessons of Experience. Washington D. C. : World Bank, 1994. 116 p.

49. Accreditation, assessment, anarchy? : The evolution of academic quality assurance policies in the United States / D. D. Dill, J. Brennan, P. De Vries, R. Williams // Standards and Quality in Higher Education. London : Kingsley, 1997. P. 15–43.

50. Correia F., Amaral A., Magalhães A. Diversificação e diversidade dos sistemas de ensino superior: o caso Português. Porto, Portugal : CIPES – Fundação das Universidades Portuguesas, 2000. 285 p.

51. Birdsall N. Public Spending on Higher Education in Developing Countries: Too Much or Too Little? // Economics of Education Review. 1996. Vol. 15, nr 4. P. 407–419. DOI 10.1016/S0272-7757(96)00028-3.

52. Yonezawa A., Kaiser F. System-Level and Strategic Indicators for Monitoring Higher Education in the TwentyFirst Century. Studies on Higher Education Series / UNESCO. Bucharest, 2003. 230 p.

53. Psacharopoulos G. Public Spending on Higher Education in Developing Countries: Too Much Rather Than Too Little // Economics of Education Review. 1996. Vol. 15, nr 4. P. 421–422. DOI 10.1016/S0272-7757(96)00024-6.

54. Ахмедова Д. Р. Профессиональная социализация молодежи в условиях современного моногорода: некоторые противоречия и пути повышения эффективности // Современные исследования социальных проблем. 2011. № 4. С. 43.

55. Hirschman A. O. The Paternity of an Index // The American Economic Review. 1964. Vol. 54, nr 5. P. 761–762.

56. Borland M. V., Howsen R. M. Students’ Academic Achievement and the Degree of Market Concentration in Education // Economics of Education Review. 1992. Vol. 11, nr 1. P. 31–39. DOI 10.1016/0272-7757(92)90019-Y.

57. Leshukov O., Platonova D., Semyonov D. Does Competition Matter? Efficiency of Regional Higher Education Systems and Competition: Case of Russia. Moscow : National Research University Higher School of Economics, 2015. Nr WP BRP 29/EDU/2015. 18 p.

58. Misra K., Chi G. Measuring Public School Competition from Private Schools: A Gravity-Based Index // Journal of Geographic Information System. 2011. Vol. 3, nr 4. P. 306–311. DOI 10.4236/jgis.2011.34027.

59. Jepsen C. The Role of Aggregation in Estimating the Effects of Private School Competition on Student Achievement // Journal of Urban Economics. 2002. Vol. 52, nr 3. P. 477–500. DOI 10.1016/S0094-1190(02)00530-2.

60. McMillan R. Competition, Parental Involvement, and Public School Performance / National Tax Association. Washington, 2001. P. 150–155.

61. Вахитов Р. Р. Судьбы университета в России: имперский, советский и постсоветский раздаточный мультиинститут. Москва : Страна Оз, 2014. 276 c.

62. Высшее образование в моногородах: организационные форматы, практики, вызовы / К. Р. Романенко, Е. Ю. Шибанова, Е. С. Абалмасова, А. А. Егоров // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 4 (116). С. 110–125. DOI 10.15826/umpa.2018.04.044.

63. Benneworth P., Charles D. University Spin-Off Policies and Economic Development in Less Successful Regions: Learning from Two Decades of Policy Practice // European Planning Studies. 2005. Vol. 13. P. 537–557.

64. Higher Education in Regional and City Development. Institutional Management in Higher Education. OECD. 2010. DOI 10.1787/22183140 // Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD : [сайт]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/education/higher-education-inregional-and-city-development_22183140 (дата обращения: 25.09.2020).

65. Elliott D. S., Levin S. L., Meisel J. B. Measuring the Economic Impact of Institutions of Higher Education // Research in Higher Education. 1998. Vol. 28, nr 1. P. 17–33.

66. Del Rey E. Competition among Universities: The Role of Preferences for Research and Government Finance // Hacienda Pública Española. 2003. Vol. 164, nr 1. P. 75–80.

67. Meek V. L. Diversity and Marketisation of Higher Education: Incompatible Concepts? // Higher Education Policy. 2000. Vol. 13. P. 23–39. DOI 10.1016/S0952-8733(99)00030-6.


Для цитирования:


Судакова А.Е., Сандлер Д.Г., Тарасьева Т.В. Конкуренция между вузами: концептуальный анализ. Университетское управление: практика и анализ. 2020;24(4):58-74. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.04.035

For citation:


Sudakova A.E., Sandler D.G., Tarasyeva T.V. Competition among Universities: Conceptual Analysis. University Management: Practice and Analysis. 2020;24(4):58-74. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2020.04.035

Просмотров: 185


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)