Конкуренция между вузами: концептуальный анализ
https://doi.org/10.15826/umpa.2020.04.035
Аннотация
Ключевые слова
Об авторах
А. Е. СудаковаРоссия
Судакова Анастасия Евгеньевна – кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории по проблемам университетского развития
620002, Екатеринбург, ул. Мира 19
Д. Г. Сандлер
Россия
Сандлер Даниил Геннадьевич – кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории по проблемам университетского развития
620002, Екатеринбург, ул. Мира 19
Т. В. Тарасьева
Россия
Тарасьева Татьяна Владимировна – младший научный сотрудник лаборатории по проблемам университетского развития
620002, Екатеринбург, ул. Мира 19
Список литературы
1. Agasisti T., Catalano G. Governance Models of University Systems – Towards Quasi-Markets? Tendencies and Perspectives: a European Comparison // Journal of Higher Education Policy and Management, 2006. Vol. 28, nr 3. P. 261–278. DOI 10.1080/13600800600980056.
2. Catalano G., Silvestri P. Regolamentazione e competizione nel sistema universitario italiano: Effetti e problemi del nuovo sistema di finanziamento // Regolamentazione dei servizi pubblici / D. Fabbri, G. Fiorentini (Eds.). Roma : Carrocci Editore, 1999. P. 143–185.
3. Quasi-Markets and Social Policy / W. Bartlett, J. Le Grand (eds.). London : Macmillan, 1993. 265 p. DOI 10.1007/978-1-349-22873-7_9.
4. Glennerster H. Quasi-Markets for Education? // The Economic Journal. 1991. Vol. 101, nr 408. P. 1268–1276. DOI 10.2307/2234442.
5. Marginson S. Dynamics of National and Global Competition in Higher Education // Higher Education. 2006. Vol. 52, nr 1. P. 1–39. DOI 10.1007/s10734-004-7649-x.
6. Dill D. D. Higher Education Markets and Public Policy // Higher Education Policy. 1997. Vol. 10, nr 3/4. P. 167–185. DOI 10.1016/S0952-8733(97)81763-1.
7. Market Type Mechanisms in Higher Education: a Comparative Analysis of Their Occurrence and Discussions on the Issue in Five Higher Education Systems / F. Kaiser, P. Meer van der, J. M. R. Beverwijk [et al.] // CHEPS. 1999. Nr 319. P. 113.
8. Markets in Higher Education: Rhetoric or Reality? / P. Teixiera, B. Jongbloed, D. Dill, A. Amaral (eds.). Dordrecht : Kluwer Academic Publishers, 2004. 355 p. DOI 10.1007/1-4020-2835-0.
9. Breneman D. W., Mingle J. R. Strategies for the 1980s // Challenges of Retrenchment. San Francisco : Jossey-Bass, 1981. P. 35–79.
10. Лешуков О. В., Фрумин И. Д. Флагманские университеты: от советского опыта к поиску новой модели // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 4. С. 22–29. DOI 10.15826/umpa.2017.04.046.
11. Федюкин И., Фрумин И. Российские вузы-флагманы // Pro et Contra. 2010. Т. 14, № 3. С. 19–31.
12. Сандлер Д. Г., Судакова А. Е., Тарасьева Т. В. Драйверы развития региональных систем высшего образования // Экономика региона. 2020. № 4. С. 1087–1103.
13. Brankovic J., Ringel L., Werron T. How Rankings Produce Competition: The Case of Global University Rankings // Zeitschrift für Soziologie. 2018. Vol. 47, nr 4. P. 270–288. DOI 10.1515/zfsoz-2018-0118.
14. Horta H. Y., Huisman J., Heitor M. Does Competitive Research Funding Encourage Diversity in Higher Education? // Science and Public Policy. 2008. Vol. 35, nr 3. P. 146–158. DOI 10.3152/030234208X299044.
15. Резник С. Д., Юдина Т. А. Репутация как ключевой фактор обеспечения конкурентоспособности российского вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 2 (90). С. 81–91.
16. Юдина Т. А. Принципы и инструменты управления репутационными рисками университета // Журнал исследований по управлению. 2019. Т. 5, № 5. C. 77–83.
17. Скрипкина А. В. Известность и репутация образовательного учреждения в формировании положительного имиджа вуза // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 3 (32). С. 32–36.
18. Agasisti T. Market Forces and Competition in University Systems: Theoretical Reflections and Empirical Evidence from Italy // International Review of Applied Economics. 2009. Vol. 23, nr 4. P. 463–483. DOI 10.1080/02692170902954783.
19. Belfield C. Economic Principles for Education. Theory and Evidence. Cheltenham, UK : Edward Elgar Publisher,, 2003. Ch. 7. P. 144–162. DOI 10.1016/S0272-7757(01)00061-9.
20. Belfield C., Levin H. The Effects of Competition on Educational Outcomes: A Review of U. S. Evidence, Occasional Paper. Nr NCSPE-OP-35. New York : National Center for the Study of Privatization in Education, Teachers College, Columbia University, 2001. 55 p. DOI 10.3102/00346543072002279.
21. Agasisti T. Performances and Spending Efficiency in Higher Education: a European Comparison through NonParametric Approaches // Education Economics. 2011. Vol. 19. P. 199–224. DOI 10.1080/09645290903094174.
22. Afonso A., Aubyn M. St. Non-parametric Approaches to Education and Health Efficiency in OECD Countries // Journal of Applied Economics. 2005. Vol. 8, nr 2. P. 227–246. DOI 10.1080/15140326.2005.12040626.
23. Князев Ю. О методологическом дуализме в общественных науках // Экономист. 2017. № 1. С. 63–70.
24. Князев Ю. Обновление экономической теории: от непреложного индивидуализма к коллективизму // Мир перемен. 2011. № 2. С. 39–54.
25. Нейлбафф Б., Бранденбургер А. Co-opetition. Конкурентное сотрудничество в бизнесе. Москва : Кейс, 2012. 352 с.
26. Плещинский А. С. Анализ конкуренции и сотрудничества при разработке технологических инноваций в отраслях промышленности // Экономика и математические методы. 2017. Т. 53, № 3. С. 38–58.
27. Толокина Е. Л. Сотрудничество и конкуренция: кто кого? // Теоретическая экономика. 2013. № 6 (18). C. 36–41.
28. Князев Ю. О конкуренции и сотрудничестве в современной экономике // Общество и экономика. 2018. № 4. С. 31–42.
29. Приходько Р. В. Сетевая научно-производственная кооперация высших учебных заведений и промышленных предприятий // Экономика и экологический менеджмент. 2009. № 2. С. 34–43.
30. Dimitrova G., Dimitrova T. Competitiveness of the Universities: Measurement Capabilities // Trakia Journal of Sciences. 2017. Vol. 15, nr 1. P. 311–316.
31. Бончукова Д. А., Старобинская Н. М. Стратегический маркетинг и конкурентоспособность вуза // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. 2013. Т. 4, № 2. С. 38–56.
32. Мохначев С. А. Управление конкурентоспособностью вуза на рынке образовательных услуг // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 307. С. 116–121.
33. Зафирова Ц. Висшите училища в България: конкурентоспособност и рейтингова система // Oсма международна научно-практическа конференция «Преподаване, учене и качество във висшето образование – 2011», 17–18 юни 2011 г. Бояна, 2011. P. 105–114.
34. Gary-Bobo R., Trannoy A. L’Economie Politique Simplifié du «Mammouth» // Revue Française d’Économie. 1998. Nr 3. Pp. 85–126.
35. Kendall J., Knapp M., Forder J. Social Care and the Nonprofit Sector in the Western Developed World // The Nonprofit Sector: A Research Handbook / W. Powell, R. Steinberg (eds.) 2nd ed. New Haven : Yale University Press, 2006. P. 415–431.
36. Nazarko J., Šaparauskas J. Application of DEA Method in Efficiency Evaluation of Public Higher Education Institutions // Technological and Economic Development of Economy. 2014. Nr 20 (4). P. 25–44. DOI 10.3846/20294913.2014.837116.
37. Simmel G. The Sociology of Georg Simmel. New York : Simon and Schuster, 1950. 445 p.
38. De Groof J., Neave G., Švec J. Democracy and Governance in Higher Education. Dordrecht : Kluwer Law International, 1998. 202 p.
39. Ревенко Н. Ф., Чикурова О. В., Силиванова О. А. Влияние градообразующего вуза на демографическую ситуацию в моногороде // Вестник ИжГТУ им. М. Т. Калашникова. 2017. Т. 20, № 3. С. 80–85.
40. Amaral A., Magalhães A. On Markets, Autonomy and Regulation the Janus Head Revisited // Higher Education Policy. 2001. Vol. 14. P. 7–20. DOI 10.1016/S0952-8733(00)00028-3.
41. Трудоустройство выпускников и его связь с качеством высшего образования / Д. Г. Сандлер, А. Д. Сущенко, П. Д. Кузнецов, Т. Е. Печенкина // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 3 (115). С. 73–85.
42. Гимпельсон В. Е. Нужен ли российской экономике человеческий капитал? Десять сомнений // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 129–143.
43. Варшавской Е. Я. Где и кем работают высокообразованные россияне // Демоскоп Weekly. 2017. № 713/714. С. 1–12.
44. Neave G. Homogenization, Integration and Convergence: The Cheshire Cats of Higher Education Analysis // The Mockers and Mocked: Comparative Perspectives on Differentiation, Convergence, and Diversity in Higher Education / V. L. Meek, L. Goedegebuure (eds.). Oxford, UK : Pergamon, 1996. P. 26–41.
45. Graham H. D., Diamond N. The Rise of the American Research Universities – Elites and Challengers in the Postwar Era. Baltimore, MD : Johns Hopkins University Press, 1997. 319 p.
46. UNESCO. Policy Paper for Change and Development in Higher Education. Paris : UNESCO, 1995. 43 p.
47. Williams G. The Many Faces of Privatization // Higher Education Management. 1996. Vol. 8, nr 3. P. 39–57.
48. Higher Education: The Lessons of Experience. Washington D. C. : World Bank, 1994. 116 p.
49. Accreditation, assessment, anarchy? : The evolution of academic quality assurance policies in the United States / D. D. Dill, J. Brennan, P. De Vries, R. Williams // Standards and Quality in Higher Education. London : Kingsley, 1997. P. 15–43.
50. Correia F., Amaral A., Magalhães A. Diversificação e diversidade dos sistemas de ensino superior: o caso Português. Porto, Portugal : CIPES – Fundação das Universidades Portuguesas, 2000. 285 p.
51. Birdsall N. Public Spending on Higher Education in Developing Countries: Too Much or Too Little? // Economics of Education Review. 1996. Vol. 15, nr 4. P. 407–419. DOI 10.1016/S0272-7757(96)00028-3.
52. Yonezawa A., Kaiser F. System-Level and Strategic Indicators for Monitoring Higher Education in the TwentyFirst Century. Studies on Higher Education Series / UNESCO. Bucharest, 2003. 230 p.
53. Psacharopoulos G. Public Spending on Higher Education in Developing Countries: Too Much Rather Than Too Little // Economics of Education Review. 1996. Vol. 15, nr 4. P. 421–422. DOI 10.1016/S0272-7757(96)00024-6.
54. Ахмедова Д. Р. Профессиональная социализация молодежи в условиях современного моногорода: некоторые противоречия и пути повышения эффективности // Современные исследования социальных проблем. 2011. № 4. С. 43.
55. Hirschman A. O. The Paternity of an Index // The American Economic Review. 1964. Vol. 54, nr 5. P. 761–762.
56. Borland M. V., Howsen R. M. Students’ Academic Achievement and the Degree of Market Concentration in Education // Economics of Education Review. 1992. Vol. 11, nr 1. P. 31–39. DOI 10.1016/0272-7757(92)90019-Y.
57. Leshukov O., Platonova D., Semyonov D. Does Competition Matter? Efficiency of Regional Higher Education Systems and Competition: Case of Russia. Moscow : National Research University Higher School of Economics, 2015. Nr WP BRP 29/EDU/2015. 18 p.
58. Misra K., Chi G. Measuring Public School Competition from Private Schools: A Gravity-Based Index // Journal of Geographic Information System. 2011. Vol. 3, nr 4. P. 306–311. DOI 10.4236/jgis.2011.34027.
59. Jepsen C. The Role of Aggregation in Estimating the Effects of Private School Competition on Student Achievement // Journal of Urban Economics. 2002. Vol. 52, nr 3. P. 477–500. DOI 10.1016/S0094-1190(02)00530-2.
60. McMillan R. Competition, Parental Involvement, and Public School Performance / National Tax Association. Washington, 2001. P. 150–155.
61. Вахитов Р. Р. Судьбы университета в России: имперский, советский и постсоветский раздаточный мультиинститут. Москва : Страна Оз, 2014. 276 c.
62. Высшее образование в моногородах: организационные форматы, практики, вызовы / К. Р. Романенко, Е. Ю. Шибанова, Е. С. Абалмасова, А. А. Егоров // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 4 (116). С. 110–125. DOI 10.15826/umpa.2018.04.044.
63. Benneworth P., Charles D. University Spin-Off Policies and Economic Development in Less Successful Regions: Learning from Two Decades of Policy Practice // European Planning Studies. 2005. Vol. 13. P. 537–557.
64. Higher Education in Regional and City Development. Institutional Management in Higher Education. OECD. 2010. DOI 10.1787/22183140 // Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD : [сайт]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/education/higher-education-inregional-and-city-development_22183140 (дата обращения: 25.09.2020).
65. Elliott D. S., Levin S. L., Meisel J. B. Measuring the Economic Impact of Institutions of Higher Education // Research in Higher Education. 1998. Vol. 28, nr 1. P. 17–33.
66. Del Rey E. Competition among Universities: The Role of Preferences for Research and Government Finance // Hacienda Pública Española. 2003. Vol. 164, nr 1. P. 75–80.
67. Meek V. L. Diversity and Marketisation of Higher Education: Incompatible Concepts? // Higher Education Policy. 2000. Vol. 13. P. 23–39. DOI 10.1016/S0952-8733(99)00030-6.
Рецензия
Для цитирования:
Судакова А.Е., Сандлер Д.Г., Тарасьева Т.В. Конкуренция между вузами: концептуальный анализ. Университетское управление: практика и анализ. 2020;24(4):58-74. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.04.035
For citation:
Sudakova A.E., Sandler D.G., Tarasyeva T.V. Competition among Universities: Conceptual Analysis. University Management: Practice and Analysis. 2020;24(4):58-74. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2020.04.035