Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Вынужденный переход на дистанционное обучение: ожидания и опасения студентов

https://doi.org/10.15826/umpa.2020.04.032

Аннотация

Весной 2020 года в связи с угрозой распространения COVID-19 большинство российских университетов перешли на дистанционное обучение. Эта вынужденная мера предъявила новые требования к преподавателям и студентам: им пришлось оперативно подстраиваться к новым образовательным условиям, что вызвало опасения относительно качества обучения в дистанционном формате. В данной исследовательской статье отражены результаты выявления категорий студентов, высказывающих наиболее высокий уровень опасений трудностей, связанных с непониманием учебного материала в новых условиях. В исследовании были задействованы студенты УрФУ (всего 6 230 человек), опрошенные в марте 2020 года. Регрессионный анализ данных показал, что страх не справиться с обучением был более всего характерен для студентов младших курсов обучения, для студентов, невысоко оценивающих свои навыки самоорганизации, для студентов, опасающихся трудностей в коммуникации с преподавателями и своей низкой мотивации, а также для студентов, посещающих занятия с целью приобретения знаний. На основании полученных данных авторами статьи обсуждаются возможные меры поддержки студентов в условиях быстрого и массового перехода на дистанционный режим обучения.

Об авторах

В. А. Ларионова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Ларионова Виола Анатольевна – кандидат физико-математических наук, доцент, заместитель проректора по образовательным технологиям

620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19
+7 343 375-94-59 



Т. В. Семенова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Семенова Татьяна Вадимовна – научный сотрудник Института образования

101000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10
+7 495 772-95-90 доб. 229-24 



Е. Д. Шмелева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Шмелева Евгения Дмитриевна – научный сотрудник Института образования

101000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10
+7 495 772-95-90 доб. 229-24 



Л. В. Дайнеко
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Дайнеко Людмила Владимировна – старший преподаватель Института экономики и управления

620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19
+7 343 375-41-72 



И. И. Юрасова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Юрасова Инна Игоревна – старший преподаватель Института экономики и управления

620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19
+7 343 375-41-72 



Список литературы

1. Клягин А. В., Макарьева А. Ю. Кейсы быстрых реакций вузов в период пандемии // Институт образования НИУ ВШЭ : официальный сайт. Современная аналитика образования. Express-выпуск № 4. URL: https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/share/364241595.pdf (дата обращения: 12.01.2021).

2. Рощина Я. М., Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC): опыт российского образования // Вопросы образования. 2018. Т. 1. С. 174–199. DOI 10.17323/1814-9545-2018-1.

3. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т. А. Аймалетдинов, Л. Р. Баймуратова, О. А. Зайцева [и др.]. 2019 // Аналитический центр НАФИ : [сайт]. URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2019/10/digit-ped.pdf (дата обращения: 05.09.2020).

4. Vayre E., Vonthron A.-M. Relational and Psychological Factors Affecting Exam Participation and Student Achievement in Online College Courses // The Internet and Higher Education. 2019. Vol. 43, nr 100671. DOI 10.1016/j.iheduc.2018.07.001.

5. The Effectiveness of Online and Blended Learning: A Meta-Analysis of the Empirical Literature / B. Means, Y. Toyama, R. Murphy, M. Baki // Teachers College Record. 2013. Vol. 115, nr 3. P. 1–47.

6. Broadbent J., Poon W. L. Self-Regulated Learning Strategies and Academic Achievement in Online Higher Education Learning Environments: A Systematic Review // The Internet and Higher Education. 2015. Vol. 27. P. 1–13. DOI 10.1016/j.iheduc.2015.04.007.

7. Kizilcec R. F., Pérez-Sanagustín M., Maldonado J. J. Self-Regulated Learning Strategies Predict Learner Behavior and Goal Attainment in Massive Open Online Courses // Computers and Education. 2016. Vol. 104. P. 18–33. DOI 10.1016/j.compedu.2016.10.001.

8. Hancock D. R. Effects of Test Anxiety and Evaluative Threat on Students’ Achievement and Motivation // The Journal of Educational Research. 2001. Vol. 94, nr 5. P. 284–290. DOI 10.1080/00220670109598764.

9. The Relationship between Study Anxiety and Academic Performance among Engineering Students / P. Vitasari, M. N. A. Wahab, A. Othman [et al.] // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 8. P. 490–497. DOI 10.5539/ijps.v2n1p89.

10. Mega C., Ronconi L., De Beni R. What Makes a Good Student? How Emotions, Self-Regulated Learning, and Motivation Contribute to Academic Achievement // Journal of Educational Psychology. 2014. Vol. 106, nr 1. P. 121–131. DOI 10.1037/a0033546.

11. Honicke T., Broadbent J. The Influence of Academic Self-Efficacy on Academic Performance: A Systematic Review // Educational Research Review. 2016. Vol. 17. P. 63–84. DOI 10.1016/j.edurev.2015.11.002.

12. Jung Y., Lee J. Learning Engagement and Persistence in Massive Open Online Courses (MOOCS) // Computers and Education. 2018. Vol. 122. P. 9–22. DOI 10.1016/j.compedu.2018.02.013.

13. Kondratjeva O., Gorbunova E. V., Hawley J. D. Academic Momentum and Undergraduate Student Attrition: Comparative Analysis in US and Russian Universities // Comparative Education Review. 2017. Vol. 61, nr 3. P. 607–633. DOI 10.1086/692608.

14. Barak M., Hussein-Farraj R., Dori Y. J. On-Campus or Online: Examining Self-Regulation and Cognitive Transfer Skills in Different Learning Settings // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2016. Vol. 13, nr 1. P. 1–18. DOI 10.1186/s41239-016-0035-9.

15. The Role of Anxiety Symptoms in School Performance in a Community Sample of Children and Adolescents / L. Mazzone, F. Ducci, M. Scoto [et al.] // BMC Public Health. 2017. Vol. 7, nr 347. DOI 10.1186/1471-2458-7-347.

16. Richardson J., Swan K. Examining Social Presence in Online Courses in Relation to Students’ Perceived Learning and Satisfaction // Journal of Asynchronous Learning Networks. 2003. Vol. 7, nr 1. P. 68–88. DOI 10.24059/OLJ.V7I1.1864.

17. Johnson R. D., Hornik S., Salas E. An Empirical Examination of Factors Contributing to the Creation of Successful E-Learning Environments // International Journal of Human-Computer Studies. 2008. Vol. 66, nr 5. P. 356–369. DOI 10.1016/j.ijhcs.2007.11.003.

18. Jegede O. J., Kirkwood J. Students’ Anxiety in Learning through Distance Education // Distance Education. 1994. Vol. 15, nr 2. P. 279–290. DOI 10.1080/0158791940150207.

19. Paechter M., Maier B., Macher D. Students’ Expectations of, and Experiences in E-Learning: Their Relation to Learning Achievements and Course Satisfaction // Computers and Education. 2010. Vol. 54, nr 1. P. 222–229. DOI 10.1016/j.compedu.2009.08.005.


Рецензия

Для цитирования:


Ларионова В.А., Семенова Т.В., Шмелева Е.Д., Дайнеко Л.В., Юрасова И.И. Вынужденный переход на дистанционное обучение: ожидания и опасения студентов. Университетское управление: практика и анализ. 2020;24(4):22-29. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.04.032

For citation:


Larionova V.A., Semenova T.V., Shmeleva E.D., Daineko L.V., Yurasova I.I. Forced Transition to Distance Learning: Students’ Expectations and Concerns. University Management: Practice and Analysis. 2020;24(4):22-29. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2020.04.032

Просмотров: 890


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)