Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

ДОВЕРИЕ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.15826/umpa.2017.05.068

Полный текст:

Аннотация

В статье ставится актуальная и мало разработанная проблема институционального доверия в сфере высшего образования. Теоретический анализ доверия как социального феномена осуществлялся прежде всего социологической наукой, серьезный методологический арсенал которой практически не был использован для комплексного исследования этого феномена применительно к институту образования. Задачей статьи стала постановка проблемы теоретического и прикладного анализа культуры доверия в условиях реформирования высшего образования как системы и социального института. Статья базируется на анализе данных социологического исследовательского проекта «Формирование нелинейной модели российского высшего образования в регионе в условиях экономической и социальной неопределенности». Опираясь на широкую эмпирическую базу социологических данных по Уральскому федеральному округу (УрФО), авторы ставят перед собой цель конкретизировать специфику проявлений культуры доверия/недоверия в социальном взаимодействии акторов российского высшего образования в контексте актуальных изменений университетов. Исследование посвящено выявлению характера взаимодействия образовательных общностей (преподавателей, студентов, представителей образовательного менеджмента), определению их отношения к образовательной политике разного уровня (от федерального до локального). В публикации представлены результаты массового опроса преподавателей (2017; N=810, выборка квотная) и студентов (2017; N=1860, выборка квотная), проведенных в УрФО. В генеральную совокупность входил 51 вуз УрФО. Выборка формировалась на основе статистических данных об образовательных общностях регионов УрФО, внутри каждого региона осуществлялось квотирование по направлениям подготовки. В качестве методологического основания эмпирического анализа институционального доверия в системе высшего образования авторы рассматривают теоретические идеи П. Штомпки, констатируя, что в условиях трансформации института высшего образования наибольшие риски возникновения дисфункциональности происходящих реформ сопряжены с недоверием акторов высшего образования, возникающим в различных внутри-и межинституциональных связях. В публикации представлены данные, демонстрирующие тенденции формирования культуры недоверия, которая как латентный фактор обусловливает дисфункциональный характер институциональных изменений в образовательной сфере. Авторы анализируют природу формирования институционального доверия в университетском сообществе за счет актуализации доверительных отношений между управленческим менеджментом, общественными ассоциациями, профессиональным сообществом преподавателей и студентами. Выявленные в исследовании характеристики институционального доверия открывают перспективы дальнейшего изучения процессов формирования доверительных отношений внутри университетского сообщества, поиска тех форм корпоративного управления, которые смогут работать на преодоление барьеров, препятствующих принятию (интериоризации) всеми акторами новаций, направленных на совершенствование системы высшего образования, развитие конкретных университетов, а, соответственно, и профессиональный и личностный рост всех субъектов образовательной деятельности. Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные социологические данные позволяют определить направления в системе университетского управления, где требуются практические решения выявленных исследователями проблем. Выводы авторов смогут помочь выработать методические подходы на основе уже наработанного в данном проблемном поле практического опыта. Новизна и оригинальность статьи заключается в том, что проблема институционального доверия в системе высшего образования впервые понимается как поле исследования и практического действия в отношении реализации управленческих стратегий в конкретных университетах. Проблема доверия основных образовательных общностей - преподавателей, университетских исследователей и студентов - на разных уровнях управления в высшем образовании нашей страны не учитывается в планировании и реализации различных изменений. Во многом недопонимание и недооценка этой позиции теми, кто принимает и реализует управленческие решения в контексте реформирования университетов, обусловливает неэффективность реформ в российских вузах.

Об авторах

Е. А. Шуклина
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


М. В. Певная
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Гудков Л. Доверие в России: смысл, функции, структура // Новое литературное обозрение. 2012. № 117. С. 249-280.

2. Нелинейная модель российского высшего образования в макрорегионе: теоретическая концепция и практические возможности / Г Е. Зборовский, П. А. Амбарова, B. С. Каташинских [и др.]; под ред. Г. Е. Зборовского. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. 336 с.

3. Грановеттер М. Экономические институты как социальные конструкты: рамки анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. VII. № 1. C. 76-89.

4. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 122-139.

5. Тамбовцев В. Л. О научных основаниях реформ в сфере высшего образования // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2015. № 2. С. 66-70.

6. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М.: Издательство ACT, 2004. 730 с.

7. Штомпка П. Социальное изменение как травма // Социологические исследования. 2001. № 1-2. С. 6-16.

8. Штомпка П. Социология. Анализ общества. М.: Логос, 2005. 664 с.

9. Балацкий Е. В. «Ловушка аудиторных часов» и новая модель образования // Высшее образование в России. 2017. № 2. C. 63-69.

10. Василенко Н. В. Институциональное обеспечение управленческой деятельности в структуре капитала современной образовательной организации // Креативная экономика. 2008. № 11. C. 69-77.

11. Вольчик В. В., Филоненко Ю. В., Аверкиева Е. С., Ширяев И. М. Бюрократизация и адаптивное поведение в сфере высшего образования // Journal of Economic Regulation. 2016. Т. 7. № 4. С. 57-71.

12. КурбатоваМ. В., Каган Е. С. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности // Journal of Institutional Studies. 2016. Т. 8. № 3. С. 116-136.

13. Смолин О. Н. Высшее образование: борьба за качество или покушение на человеческий потенциал? (статья 1) // Социологические исследования. 2015. № 6 (374). С. 91-101.

14. Helliwell J. F., Putnam R. D. Education and Social Capital, Eastern Economic Journal, 2007, vol. 33, no. 1, рр. 1-19.

15. Luca Z. Education and Life Satisfaction in Relation to the Probability of Social Trust: a Conceptual Framework and Empirical Analysis, Social Indicators Research, vol. 132, no. 2, pp. 925-947.

16. Tilman R. Academic Hierarchies in Neo-Feudal Capitalism: how Status Competition Processes Trust and Facilitates the Appropriation of Knowledge, Higher Education, vol. 73, no. 6, pp. 871-886.

17. Wright S., Greenwood D. J. Universities Run for, by, and with the Faculty, Students and Staff: Alternatives to the Neoliberal Destruction of Higher Education, Learning and Teaching. The International Journal of Higher Education in the Social Sciences, 2017, vol. 10, iss. 1, pp. 42-65.

18. Bormann I., John R. Trust in the Education System -Thoughts on a Fragile Bridge into the Future, available at: htt-ps://link.springer.com/article/10.1007/s40309-013-0035-0 (accessed 01.09.2017).

19. Birchley S. L. Narratives оf Trust: Working in Higher Education, EDULEARN 15 Proceedings, 2015, no. 7, pp. 7135-7143.

20. Ennen N. L., Stark E., Lassiter A. The Importance of Trust for Satisfaction, Motivation, and Academic Performance in Student Learning Groups, Social Psychology of education, vol. 18, iss. 3, pp. 615-633.

21. Borges G., Carvalho de Souza Domingues M. J., Silva Cordeiro R. C. Student’s Trust in the University: Analyzing Differences between Public and Private Higher Education Institutions in Brazil, International Review on Public and Nonprofit Marketing, 2016, vol. 13, iss. 2, pp. 119-135.

22. Афанасьева Д. О., Гулиус Н. С., Кашпур В. В., Кузнецов А. Г., Петрова Г. И., Юрина Е. А. Исследование трансформации корпоративной культуры университета (опыт Национального исследовательского Томского государственного университета) // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 1 (101). С. 53-64.

23. Tierney W. G. Trust and Organizational Culture in Higher Education. In: Valimaa J., Ylijoki O.-H. (eds.), Cultural Perspectives on Higher Education, Springer, 2008, pp. 27-41.

24. Штомпка П. Доверие - основа общества. М.: Логос, 2012. 445 с.

25. Фреик Н. П. Петр Штомпка. Доверие: социологическая теория // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 3. С. 30-41.

26. Серякова С. Б., Красинская Л. Ф. Реформа высшего образования глазами преподавателей: результаты исследования // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 22-30.

27. Хагуров Т. А., Остапенко А. А. Реформы российского образования глазами профессионального сообщества // Социология образования. 2015. № 10. С. 43-59.


Для цитирования:


Шуклина Е.А., Певная М.В. ДОВЕРИЕ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(5):120-131. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.05.068

For citation:


Shuklina E.A., Pevnaya M.V. TRUST AS AN INSTITUTIONAL PROBLEM OF HIGHER EDUCATION. University Management: Practice and Analysis. 2017;21(5):120-131. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2017.05.068

Просмотров: 132


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)