Государственная поддержка непрерывного образования в вузах в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого»
Аннотация
Исследование показало, что государственная поддержка вузов в виде выделения субсидий стимулирует эти образовательные организации к дополнительному увеличению масштабов обучения взрослого населения за счет софинансирования со стороны реального сектора экономики. Для наращивания объемов обучения и привлечения внебюджетных средств вузы активно используют свой ранее приобретенный значительный опыт взаимодействия с работодателями. Установлено, что наиболее высокую активность в реализации программ дополнительного профессионального образования проявляют вузы, наименее ориентированные на научно-исследовательскую деятельность. В то же время активное участие образовательных организаций высшего образования в федеральном проекте свидетельствует о наличии у них заинтересованности в наращивании новой аудитории обучающихся. Посредством корреляционного анализа выявлена взаимосвязь между результатами реализации федерального проекта и социально-экономическими показателями развития субъектов Российской Федерации.
Предложены рекомендации по повышению эффективности мероприятий федерального проекта, которые могут быть использованы в ходе его дальнейшей реализации. Также сформулированы предложения по развитию системы непрерывного образования в университетах с фокусом на запросы региональных экономик.
Об авторах
И. А. КоршуновРоссия
Коршунов Илья Алексеевич - кандидат химических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель группы по непрерывному образованию взрослых, заместитель директора, Институт образования, НИУ Высшая школа экономики.
101000, Москва, ул. Мясницкая, 20
М. Ю. Сафонова
Россия
Сафонова Мария Юрьевна - кандидат экономических наук, главный эксперт.
101000, Москва, ул. Мясницкая, 20
Н. Н. Ширкова
Россия
Ширкова Наталия Николаевна - кандидат педагогических наук, научный сотрудник, Researcher ID W-3808-2018.
101000, Москва, ул. Мясницкая, 20
Г. А. Чахоян
Россия
Чахоян Гарик Артакович - стажер-исследователь, Институт образования.
101000, Москва, ул. Мясницкая, 20
Е. С. Сжёнов
Россия
Сжёнов Евгений Станиславович - кандидат социологических наук, научный руководитель экспертно-аналитического центра Научно-образовательная политика.
117437, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 22
Список литературы
1. Trends Shaping Education 2019. URL: https://www.oecd.org/education/trends-shaping-education-22187049.htm (дата обращения: 01.02.2020).
2. Непрерывное образование взрослого населения в России: вовлеченность, источники финансирования и основные эффекты от участия : информационный бюллетень. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. 32 с. (Мониторинг экономики образования. № 12 (132)).
3. Обучение и образование взрослых: востребованные программы, возрастная и отраслевая структуры / И. А. Коршунов, К. С. Кужелева, Б. А. Грачев, К. А. Сергеев ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. 44 с.
4. Федотов А. В., Беляков С. А., Клячко Т. Л. Структурные изменения и трансформация парадигмы государственной политики в непрерывном профессиональном образовании // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 5. С. 67-74. DOI: 10.15826/umpa.2018.05.050.
5. Коршунов И. А., Гапонова О. С., Пешкова В.М. Век живи - век учись: непрерывное образование в России / под общей редакцией И. А. Коршунова, И. Д. Фрумина ; научные редакторы И. А. Коршунов, И. Д. Фрумин. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 312 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1779-6.
6. Дежина И. Г. Дополнительное профессиональное образование для развития перспективных технологий: вклад вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 5. С. 22-31. DOI: 10.15826/umpa.2018.05.046.
7. Коршунов И. А., Пешкова В. М., Малкова Н. В. Успешные стратегии реализации программ дополнительного профессионального образования в профессиональных образовательных организациях и вузах // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 187-214.
8. Конова Т. А., Нестеров В. Л. Оценка эффективности использования материально-технической базы вузов в системе показателей качества подготовки специалистов // Фундаментальные исследования. 2014. № 12 (10). С. 2103-2107. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36533 (дата обращения: 06.03.2020).
9. Роль опорных университетов в регионе: модели трансформации / М. Ю. Барышникова, Е. В. Вашурина, Э. А. Шарыкина [и др.] // Вопросы образования. 2019. № 1. C. 8-43.
10. Egorov A., Leshukov O., Froumin I. «Regional flagship» university model in Russia: searching for the third mission incentives // Tertiary Education and Management. 2020. Vol. 26, no 1. P. 77-90. DOI: 10.1007/s11233-019-09043-y.
11. Мухина Т. Г., Копосов Е. В., Бородачев В. В. История и перспективы развития отечественной системы дополнительного профессионального образования в условиях высшей школы / ННГАСУ Нижний Новгород, 2013. 289 с.
Для цитирования:
Коршунов И.А., Сафонова М.Ю., Ширкова Н.Н., Чахоян Г.А., Сжёнов Е.С. Государственная поддержка непрерывного образования в вузах в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого». Университетское управление: практика и анализ. 2020;24(3):90-104. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.03.028
For citation:
Korshunov I.A., Safonova M.Y., Shirkova N.N., Chakhoyan G.A., Szhenov E.S. Governmental Support of Lifelong Learning at Universities under the Federal Project ‘New Opportunities for Everyone’. University Management: Practice and Analysis. 2020;24(3):90-104. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2020.03.028