Pro et contra. Преподаватели Томского и Тюменского университетов - о достоинствах и недостатках своей профессии
https://doi.org/10.15826/umpa.2020.03.027
Аннотация
Настоящая статья, написанная на уникальном авторском материале, относится к категории кейсов. В ней представлены результаты полевого исследования, проведенного в 2019 году в двух госуниверситетах - Томском (ТГУ) и Тюменском (ТюмГУ).
Цель исследования - выяснить, почему люди сегодня выбирают профессию преподавателя и идут работать в вузы, что привлекает их к построению профессиональной карьеры в высшей школе и какие обстоятельства заставляют задуматься о смене профессии.
Для реализации поставленной цели авторами проведены 43 глубинных интервью с преподавателями ТГУ и ТюмГУ. Эти университеты локализованы за пределами столичных регионов, но входят в группу лидирующих в общероссийском масштабе вузов.
Исследование показало, что к плюсам работы в университете преподаватели относят: приближение к мировой планке развития науки благодаря участию вуза в Проекте «5-100»; комфортные условия для работы; престижность работы в солидном университете; стабильность университета как работодателя; возможности, которые предоставляет университет; профессиональное сообщество, сложившееся в университете, и др.
Минусами работы в университете согласно ответам информантов являются: бюрократизация; сокращение ставок, краткосрочные контракты; непрозрачность и неэффективность распределения финансовых ресурсов; ненормированный рабочий день и др.
При наличии ряда расхождений общего в понимании преподавателями ТГУ и ТюмГУ сильных и слабых сторон своей профессии больше, что указывает на типичность картины и позволяет экстраполировать сделанные наблюдения и выводы на систему высшего образования в целом или, во всяком случае, на названную группу университетов.
Материалы и результаты исследования могут оказать помощь службам управления персоналом университетов при проведении работы по рекрутингу и удержанию кадров.
Об авторах
М. В. ГрибовскийРоссия
Грибовский Михаил Викторович – доктор исторических наук, доцент кафедры российской истории.
634050, Томск, пр. Ленина, 36; 625003, Тюмень, ул. Володарского, 6; +7 (3822) 78-52-14
А. Н. Сорокин
Россия
Сорокин Александр Николаевич – кандидат исторических наук, заведующий кафедрой отечественной истории.
625003, Тюмень, ул. Володарского, 6; +7 (3452) 45-57-06
Г. З. Ефимова
Россия
Ефимова Галина Зиновьевна – кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры общей и экономической социологии
625003, Тюмень, ул. Володарского, 6;+7(3452)59-77-23Список литературы
1. Trends Shaping Education 2019. URL: https://www.oecd.org/education/trends-shaping-education-22187049.htm (дата обращения: 01.02.2020).
2. Непрерывное образование взрослого населения в России: вовлеченность, источники финансирования и основные эффекты от участия : информационный бюллетень. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. 32 с. (Мониторинг экономики образования. № 12 (132)).
3. Обучение и образование взрослых: востребованные программы, возрастная и отраслевая структуры / И. А. Коршунов, К. С. Кужелева, Б. А. Грачев, К. А. Сергеев ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. 44 с.
4. Федотов А. В., Беляков С. А., Клячко Т. Л. Структурные изменения и трансформация парадигмы государственной политики в непрерывном профессиональном образовании // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 5. С. 67-74. DOI: 10.15826/umpa.2018.05.050.
5. Коршунов И. А., Гапонова О. С., Пешкова В.М. Век живи - век учись: непрерывное образование в России / под общей редакцией И. А. Коршунова, И. Д. Фрумина ; научные редакторы И. А. Коршунов, И. Д. Фрумин. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 312 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1779-6.
6. Дежина И. Г. Дополнительное профессиональное образование для развития перспективных технологий: вклад вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 5. С. 22-31. DOI: 10.15826/umpa.2018.05.046.
7. Коршунов И. А., Пешкова В. М., Малкова Н. В. Успешные стратегии реализации программ дополнительного профессионального образования в профессиональных образовательных организациях и вузах // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 187-214.
8. Конова Т. А., Нестеров В. Л. Оценка эффективности использования материально-технической базы вузов в системе показателей качества подготовки специалистов // Фундаментальные исследования. 2014. № 12 (10). С. 2103-2107. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36533 (дата обращения: 06.03.2020).
9. Роль опорных университетов в регионе: модели трансформации / М. Ю. Барышникова, Е. В. Вашурина, Э. А. Шарыкина [и др.] // Вопросы образования. 2019. № 1. C. 8-43.
10. Egorov A., Leshukov O., Froumin I. «Regional flagship» university model in Russia: searching for the third mission incentives // Tertiary Education and Management. 2020. Vol. 26, no 1. P. 77-90. DOI: 10.1007/s11233-019-09043-y.
11. Мухина Т. Г., Копосов Е. В., Бородачев В. В. История и перспективы развития отечественной системы дополнительного профессионального образования в условиях высшей школы / ННГАСУ Нижний Новгород, 2013. 289 с.
Рецензия
Для цитирования:
Грибовский М.В., Сорокин А.Н., Ефимова Г.З. Pro et contra. Преподаватели Томского и Тюменского университетов - о достоинствах и недостатках своей профессии. Университетское управление: практика и анализ. 2020;24(3):77-89. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.03.027
For citation:
Gribovsky M.V., Sorokin A.N., Efi mova G.Z. Pro et Contra. Система взглядов университетских преподавателей на преимущества и недостатки своей профессии. University Management: Practice and Analysis. 2020;24(3):77-89. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2020.03.027