Научная политика в ведущих российских университетах: эффекты «нового менеджериализма»
Аннотация
В обзорной статье рассматривается влияние системы управления, известной как «новый менеджериализм», на результативность научных исследований в университетах. Концепция «нового менеджериализма» предполагает опору на количественные показатели в системе принятия решений. В работе обобщаются зарубежные и российские подходы к оценке научных достижений в университетах, а также анализируются системы контрактов с преподавателями и деятельность центров превосходства как инструменты «нового менеджериализма», которые могут влиять на результативность научных исследований. На этой основе определяются преимущества и ограничения инструментов, используемых в российских исследовательских университетах. Анализ зарубежных исследований показал, что оценки научной результативности становятся комплексными, проводятся на регулярной основе, но с интервалом в несколько лет. Контрактная система опосредованно влияет на результативность научных исследований, однако не устанавливает жестких требований по количественным индикаторам. Наконец, центры превосходства, получающие дополнительное финансирование для ускорения производства научных знаний, в большинстве случаев выполняют эту функцию, однако эффект Матфея автоматически не действует. Проявление «нового менеджериализма» в российских университетах анализировалось на примере программы создания лабораторий под руководством ведущих ученых мира, Проекта «5-100», а также принятой системы контрактов с преподавателями с точки зрения влияния на результативность их научных исследований. Показано, что все инструменты способствовали наращиванию публикационной активности, в том числе в журналах первого квартиля, однако появились признаки пределов ее роста. Повышение результативности научной деятельности университетов может идти в направлении изменения системы ее оценки путем расширения перечня показателей, характеризующих результаты научных исследований, в том числе их вклад в социально-экономическое развитие страны, и увеличения удельного веса долгосрочных контрактов.
Об авторе
И. Г. ДежинаРоссия
Дежина Ирина Геннадиевна – доктор экономических наук, руководитель Аналитического департамента научно-технологического развития.
121205, Москва, Территория инновационного центра «Сколково», Большой бульвар, 30, стр. 1; +7 495 120 62-58
Список литературы
1. Edgar F., Geare A. Factors influencing university research performance // Studies in Higher Education. 2013. Vol. 38, no 5. P. 774–792. DOI: 10.1080/03075079.2011.601811.
2. Юдкевич М., Горелова О. Академический инбридинг: причины и последствия // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 1. С. 73–83.
3. Lovakov A., Yudkevich M., Alipova O. Inbreds and Non-Inbreds among Russian Academics: Short-Term Similarity and Long-Term Differences in Productivity // Higher Education Quarterly. 2019. Vol. 73, no 4. P. 445–455. DOI: 10.1111/hequ.12226.
4. Рощина Я. М., Юдкевич М. М. Факторы исследовательской деятельности преподавателей вузов: политика администрации, контрактная неполнота или влияние среды? // Вопросы образования. 2009. № 3. С. 203–229.
5. Балацкий Е. В. Институт эффективного контракта в науке: проблемы и решения // Управление наукой и наукометрия. 2017. № 3. C. 35–60.
6. Крайнов Г. Н. Будет ли эффект от эффективного контракта в системе высшего образования? // Высшее образование в России. 2017. № 5. С. 52–58.
7. Никулина И. Е. Эффективный контракт в вузе как драйвер повышения качества труда научно-педагогических работников // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 5. С. 9–19.
8. Prakhov I., Rudakov V. The Determinants of Faculty Pay in Russian Universities: Incentive Contracts / NRU Higher School of Economics. Series EDU «Education». 2018. No 47/EDU/2018. 30 p. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/223403319.pdf (дата обращения: 08.08.020).
9. Антосик Л. В., Шевченко Е. С. Оценка влияния эффективного контракта на публикационную активность преподавателей: кейс регионального университета // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 247–267. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-3-247-267.
10. Publication Activities of Russian Universities: The Effects of Project 5-100 / O. Poldin, N. Matveeva, I. Sterligov, M. Yudkevich // Educational Studies Moscow. 2017. No 2. P. 10–35. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-2-10-35.
11. Matveeva N., Sterligov I., Yudkevich M. The Russian Excellence Initiative: Is it really excellence that is promoted? Working papers. National Research University – Higher School of Economics, 2019. 30 p. WP BRP 49/EDU/2019. URL: https://wp.hse.ru/data/2019/05/20/1509096657/49EDU2018.pdf (дата обращения: 08.08.2020).
12. The Russian Excellence Initiative for higher education: a nonparametric evaluation of short-term results / T. Agasisti, E. Shibanova, D. Platonova, M. Lisyutkin // International Transactions in Operational Research. 2020. Vol. 27, no 4. P. 1911–1929. DOI: 10.1111/itor.12742.
13. Rowlands J. Academic boards: Less intellectual and more academic capital in higher education governance? // Studies in Higher Education. 2013. Vol. 38, iss. 9. P. 1274–1289. DOI: 10.1080/03075079.2011.619655.
14. Rowlands J. What is Academic Governance? // Academic Governance in the Contemporary University. Springer Nature Singapore Pte Ltd., 2017. P. 47–69. DOI: 10.1007/978-981-10-2688-1_3.
15. Middlehurst R. Changing leadership in universities // The changing university? / T. Schuller (ed.). Buckingham :Society for Research into Higher Education and Open University Press, 1995. P. 75–92
16. Knowledge, Higher Education, and the New Managerialism: The Changing Management of UK Universities / R. Deem, S. Hillyard, M. Reed (eds.) Oxford : Oxford University Press, 2007. 258 p.
17. Kohtamäki V. Academic leadership and university reform-guided management changes in Finland // Journal of Higher Education Policy and Management. 2019. Vol. 41, no 1. P. 70–85. DOI: 10.1080/1360080X.2018.15534992.
18. Naidoo R. The competition fetish in higher education: varieties, animators and consequences // British Journal of Sociology of Education. 2016. Vol. 37, no 1. P. 1–10. DOI: 10.1080/01425692.2015.1116209.
19. Global Rankings and the Geopolitics of Higher Education: Understanding the inf luence and impact of rankings on higher education, policy and society / E. Hazelkorn (ed.). London; New York : Routledge. Taylor & Francis Group, 2017. 372 p.
20. Bowen W. G., Tobin E. M. Locus of Authority: The Evolution of Faculty Roles in the Governance of Higher Education. Princeton University Press, 2015. 400 p.
21. Campbell D. F. J., Carayannis E. G. Epistemic governance and epistemic innovation policy in higher education // Technology, Innovation and Education. 2016. DOI: 10.1186/s40660-016-0008-2.
22. Yating Huang, Sun-Keung Pang, Shulin Yu. Academic identities and university faculty responses to new managerialist reforms: experiences from China // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43, iss. 1. P. 154–172. DOI: 10.1080/03075079.2016.1157860.
23. Siekkinen T., Pekkola E., Carvalho T. Change and continuity in the academic profession: Finnish universities as living labs // Higher Education. 2019. No 79. P. 533–551. DOI: 10.1007/s10734-019-00422-3.
24. Калгин А., Калгина О., Лебедева А. Оценка публикационной активности как способ измерения результативности труда ученых и ее связь с мотивацией // Вопросы образования/Educational Studies Moscow. 2019. № 1. C. 44–86. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-44-86.
25. Söderlind J., Geschwind L. Making sense of academic work: the influence of performance measurement in Swedish universities // Policy Reviews in Higher Education. 2019. Vol. 3, no 1. P. 75–93. DOI: 10.1080/23322969.2018.1564354.
26. Lind J. K. The missing link: How university managers mediate the impact of a performance-based research funding system // Research Evaluation. 2019. Vol. 28, iss. 1. P. 84–93. DOI: 10.1093/reseval/rvy038.
27. Research Excellence Framework (REF) Review: Building on Success and Learning from Experience. An Independent Review of Research Excellence Framework (2016). URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/541338/ind-16–9-ref-stern-review.pdf (дата обращения: 26.05.2020).
28. Review of the Research Excellence Framework. Evidence Report / E. Arnold, P. Simmonds, K. Farla [et al] ; Technopolis group, 2018. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/768162/research-excellence-frameworkreview-evidence-report.pdf (дата обращения: 08.08.2020).
29. Agyemang G., Broadbent J. Management Control Systems and Research Management in Universities: AnEmpirical and Conceptual Exploration // Accounting Auditing & Accountability Journal. 2015. Vol. 28, no 7. P. 1018–1046. DOI: 10.1108/AAAJ-11-2013-1531.
30. Aspromourgos T. The Managerialist University: An Economic Interpretation // Australian Universities Review. 2012. Vol. 54, no 2. P. 45–60.
31. Baker S. Sudden shift to teaching-only contracts ahead of REF census // Times Higher Education. 2020. URL: https://www.timeshighereducation.com/news/sudden-shiftteaching-only-contracts-ahead-ref-census (дата обращения: 26.05.2020).
32. Thoenig J.-C., Paradeise C. Organizational Governance and the Production of Academic Quality: Lessons from Two Top U. S. Research Universities // Minerva. 2014. Vol. 52, no 4. P. 381–417.
33. Organizational and Institutional Inf luences on Creativity in Scientific Research / T. Heinze, P. Shapira, J. D. Rogers, J. M. Senker // Research Policy. 2009. Vol. 38, no 4. P. 610–623. DOI: 10.1016/j.respol.2009.01.014.
34. Kok S. K., McDonald C. Underpinning excellence in higher education – an investigation into the leadership, governance and management behaviours of high-performing academic departments // Studies in Higher Education. 2017. Vol. 42, no 2. P. 210–231. DOI: 10.1080/03075079.2015.1036849.
35. Luukkonen T., Nedeva M., Barré R. Understanding the Dynamics of Networks of Excellence // Science and Public Policy. 2006. Vol. 33, no 4. P. 239–252. DOI: 10.3152/147154306781778966.
36. Borlaug S. B. Moral Hazard and Adverse Selection in Research Funding: Centers of Excellence in Norway and Sweden // Science and Public Policy. 2016. Vol. 43, iss. 3. P. 352–362. DOI: 10.1093/scipol/scv048.
37. Hicks D., Katz J. S. Equity and Excellence in Research Funding // Minerva. 2011. No 49. P. 137–151. DOI: 10.1007/s11024-011-9170-6.
38. Safavi M., Håkanson L. Advancing theory on knowledge governance in universities: a case study of a higher education merger // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43, iss. 3. P. 500–523. DOI: 10.1080/03075079.2016.1180675.
39. Excellence and growth dynamics: A comparative study of the Matthew effect / L. Langerfeldt, M. Benner, G. Sivertsen [et al.] // Science and Public Policy. 2015. Vol. 42, iss. 5. P. 661–675. DOI: 10.1093/scipol/scu083.
40. Azoulay P. Small research teams ‘disrupt’ science more radically than large ones // Nature. 2019. Vol. 566. P. 330–332. URL: https://www.nature.com/articles/d41586-019-00350-3 (дата обращения: 16.06.2020).
41. Wu L., Wang D., Evans J. Large teams develop and small teams disrupt science and technology // Nature. 2019. Vol. 566. P. 378–382. URL: https://www.nature.com/articles/s41586-019-0941-9 (дата обращения: 16.06.2020).
42. Powell K. The future of the postdoc // Nature. 2015. No 520. P. 144–147. DOI: 10.1038/520144a.
43. Whitaker M. Which Publications Matter at Which Stages of Your Career? // The Chronicle of Higher Education. 2019. URL: https://www.chronicle.com/article/Which-Publications-Matter-at/247192 (дата обращения: 16.06.2020).
44. Russian Academic Profession in Knowledge Society. The main results of the survey of faculty in 2017–2018. Working paper. National Research University «Higher School of Economics». Series WP10. 2019 / A. Panova, M. Yudkevich, L. Litvinova, O. Alipova. URL: https://cinst.hse.ru/data/2019/08/01/1484729551/APIKS%20eng.pdf (дата обращения: 30.06.2020).
45. Fursov K., Roschina Y., Balmush O. Determinants of Research Productivity: An Individual-level Lens // Foresight and STI Governance, 2016. Vol. 10, no 2. P. 44–56. DOI: 10.17323/1995–459X.2016.2.44.56.
46. Волкова Г. Л. Характер занятости научных кадров высшей квалификации // Экспресс-информация «Наука. Технологии. Инновации» / НИУ ВШЭ. Москва, 2019. 11 июля. 2 с. URL: https://issek.hse.ru/data/2019/07/11/1478908054/NTI_N_135_11072019.pdf (дата обращения: 18.06.2020).
47. Дежина И. Г. Состояние сферы науки и инноваций // Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы. Вып. 32. Москва : Издательство Института Гайдара, 2011. С. 372–398.
48. Цирлина Г., Фейгельман М., Малинкина Е. По следам мегагрантов-1 // Троицкий вариант – Наука. 2019. № 294. С. 2. URL: https://trv-science.ru/2019/12/24/posledam-megagrantov-1/ (дата обращения: 18.06.2020).
49. The causal impact of performance-based funding on universities performance: quasi-experimental evidence from Russian HE WP BRP 221/EC/2019 / T. Agasisti, E. Abalmasova, E. Shibanova, A. Egorov; NRU Higher School of Economics. 2019. Series WP BRP «Economics/EC». 27 p. Публикации HSE. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/335362757.pdf.
50. Avanesova A., Shamliyan T. Comparative trends in research performance of the Russian universities // Scientometrics. 2018. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s11192-018-2807-6. DOI: 10.1007/s11192-018-2807-6.
Рецензия
Для цитирования:
Дежина И.Г. Научная политика в ведущих российских университетах: эффекты «нового менеджериализма». Университетское управление: практика и анализ. 2020;24(3):13-26. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.03.023
For citation:
Dezhina I.G. Research Policy in Leading Russian Universities: Eff ects of ‘New Managerialism’. University Management: Practice and Analysis. 2020;24(3):13-26. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2020.03.023