Цифровизация: мейнстрим для университетского образования и вызовы для преподавателей
https://doi.org/10.15826/umpa.2020.02.016
Аннотация
Широкомасштабное распространение цифровых технологий, их транснациональность, транскультурность, доступность почти в каждой семье, а также воплощение идей построения цифровой экономики являют собой вызов для российской системы профессионального образования. Ответами на этот вызов, в частности, явились интеграция в образовательные программы вузов открытых образовательных ресурсов, формирование архитектуры профессионального образования на основе сетевых форм взаимодействия в национальном и мировом пространстве, широкое распространение которых сопровождается трудностями и требует дополнительного изучения.
Цель данной обзорной статьи – проанализировать ситуацию в области цифровизации высшего образования, определить направления трансформации, условия и факторы занятости преподавателей российских вузов, связанные с внедрением онлайн-курсов в образовательные программы профессионального образования, а также сформулировать и обосновать вопросы, которые требуют изучения в процессе дополнительного эмпирического исследования. Методологическим ориентиром исследования являлись концепции и теории электронного обучения в высшей школе на основе интеграции в образовательный процесс открытых образовательных ресурсов. Информационной базой послужили результаты исследований отечественных и зарубежных ученых по вопросам трансформации процессов получения знаний в современном мире, цифровизации образования, оценки эффектов использования открытых образовательных ресурсов, лояльности к ним университетского сообщества и принятия им онлайнкурсов. В качестве основных методов исследования использованы обзор, анализ и синтез, что дало возможность расширить представление об использовании онлайн-курсов в системе университетского образования и сформулировать исследовательские задачи, которые требуют дополнительного изучения по отношению к преподавателям университетов, интегрирующих онлайн-курсы.
Осмысление проанализированных материалов позволило заключить, что интеграция онлайн-курсов в образовательные программы высшего образования – требование времени, обусловленное изменением принципов и технологий передачи и освоения знаний. Ведущие университеты все в большей степени делают ставку на открытые образовательные ресурсы, внедрение которых позволяет получить информационные, технологические, временны́ е, экономические, имиджевые эффекты всем сторонам этого процесса (университету, преподавателю, студенту). Впервые в отечественном научном пространстве авторами поставлен вопрос о необходимости изучения: 1) изменений условий занятости преподавателей российских вузов в связи с внедрением онлайн-курсов в образовательные программы; 2) мотивов их деятельности по разработке и поддержанию онлайн-курсов в актуальном состоянии; 3) позиции, связанной с принятием или непринятием онлайн-курсов в профессиональной деятельности. Настоящая статья может быть полезна представителям администрации университетов (в части обобщения информации о внедрении онлайн-курсов в образовательный процесс, а также постановки исследовательских вопросов, изучение и осмысление которых требуется для формирования лояльности преподавательского состава к данной системе обучения и к ее принятию) и преподавателям вузов (в части определения содержания онлайн-курсов и идентификации эффектов от их внедрения). В ближайшее время авторы намерены опубликовать результаты эмпирического исследования восприятия технологий онлайн-обучения вузовскими преподавателями и их отношения к данным технологиям.
Об авторах
С. В. ЛобоваРоссия
Лобова Светлана Владиславльевна – доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой управления персоналом и социально-экономических отношений
656049, Барнаул, пр. Ленина, 61
С. Н. Бочаров
Россия
Бочаров Сергей Николаевич – доктор экономических наук, профессор, ректор
656049, Барнаул, пр. Ленина, 61
Е. В. Понькина
Россия
Понькина Елена Владимировна – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры теоретической кибернетики и прикладной математики
656049, Барнаул, пр. Ленина, 61
Список литературы
1. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая [и др.]; под редакцией А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.
2. Будущее образования: глобальная повестка / Сколковский институт науки и технологий (Сколтех). Москва, 2016. 212 с. URL: http://rusinfoguard.ru/wp-content/uploads/2016/12/GEF.Agenda_ru_full.pdf (дата обращения: 09.02.2020).
3. Snow C. C., Fjelstad Ø. D., Langer A. M. Designing the Digital Organization // Journal of Organization Design. 2017. Vol. 6, iss. 7. P. 1–13. DOI: 10.1186/s41469-017-0017-y.
4. Wikramanayake G. N. Impact of Digital Technology on Education // 24th National Information Technology Conference Computer Society of Sri Lanka, CSSL 2005; 15–16 August 2005, Colombo, Sri Lanka. P. 82–91. URL: http://192.248.16.117:8080/research/bitstream/70130/144/1/Wikramanayake2005%5B1%5D.pdf (дата обращения: 31.01.2020).
5. Конев В. А. Университет: и з галактики Гутенберга в галактику Цукерберга // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 42. С. 145–153. DOI: 10.17223/1998863Х/42/15.
6. Стрекалова Н. Б. Риски внедрения цифровых технологий в образовании // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25, № 2. С. 84–88. DOI: 10.18287/2542-0445-2019-25-2-84-88.
7. Расторгуев С. В., Тян Ю. С. Цифровизация экономики России: тенденции, кадры, платформы, вызовы государству // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 5 (153). С. 136–161. DOI: 10.14515/monitoring.2019.5.08.
8. Ellison N. B., Steinfield C., Lampe C. The Benefits of Facebook «Friends»: Social Capital and College Students’ Use of Online Social Network Sites // Journal of ComputerMediated Communication. 2007. Vol. 12, iss. 4. P. 1143–1168. DOI: 10.1111/j.1083–6101.2007.00367.x.
9. Уваров А. Ю. Зачем нам эти МУКи // Информатика и образование. 2015. № 9 (268). С. 3–17.
10. Pacheco E., Lips M., Yoong P. Transition 2.0: Digital Technologies, Higher Education, and Vision Impairment // The Internet and Higher Education. 2018. № 37. P. 1–10. URL: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2017.11.001 (дата обращения: 09.01.2020).
11. Meenakumari J. Innovation in Higher Education Administration through ICT // International Journal of Research In Computer Application & Management. 2012. Vol. 2, iss. 1. P. 104–106. URL: https://ijrcm.org.in/article_info.php?article_id=1208 (дата обращения: 11.01.2020).
12. Кузьминов Я. «Цифра – это новый язык, и любой студент должен быть готов к жизни в цифровом мире» // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» : официальный сайт. URL: https://www.hse.ru/news/edu/332931607.html (дата обращения: 30.01.2020).
13. Внедрение системы открытого электронного обучения как фактор развития региона / Т. Ю. Быстрова, В. А. Ларионова, М. Осборн, А. М. Платонов // Экономика региона. 2015. № 4. С. 226–237. URL: https://doi.org/10.17059/2015-4-18 (дата обращения: 22.01.2020).
14. Koch L. F. The Nursing Educator’s Role in E-Learning: a Literature Review // Nurse Education Today. 2014. Vol. 34, iss. 11. P. 1382–1387. DOI: 10.1016/j.nedt.2014.04.002.
15. Титова С. В. МООК в российском образовании // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 145–151.
16. E-Learning Trends 2019. URL: https://www.docebo.com/resource/report-elearning-trends-2019/ (дата обращения: 23.01.2020).
17. Можаева Г. В. Электронное обучение в вузе: современные тенденции развития // Гуманитарная информатика. 2013. № 7. С. 126–138.
18. Семенова Т. В., Вилкова К. А., Щеглова И. А. Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 173–197. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-2-173-197.
19. The History and State of Online Learning. Education / S. Joksimović, V. Kovanović, O. Skrypnyk // Preparing for the digital university: a review of the history and current state of distance, blended, and online learning / G. Siemens, D. Gašević, S. Dawson (eds.). MOOC Research Initiative, 2015. URL: https://linkresearchlab.org/PreparingDigitalUniversity.pdf (дата обращения: 09.02.2020).
20. Киуру К. В., Попова Е. Е. Использование цифрового контента в образовательном процессе вуза как ответ на вызовы визуального поворота // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 2. С. 91–102. DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.09.
21. Джанелли М. Электронное обучение в теории, практике и исследованиях // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 81–98. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-4-81-98.
22. Айнутдинова И. Н., Айнутдинова К. А. Онлайнкурсы: типологические особенности и возможности внедрения в образовательные программы университетов России // Казанский вестник молодых ученых. 2018. Т. 2, № 5 (8). С. 174–179.
23. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета. Открытая дискуссия Я. И. Кузьминов – М. Карной // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 8–43. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-3-8-43.
24. Краснова Г. А., Можаева Г. В. Электронное образование в эпоху цифровой трансформации. Томск : Издательский дом Томского государственного университета, 2019. 200 с.
25. OECD. Giving Knowledge for Free: The Emergence of Open Educational Resources. 2007. URL: http://www.oecd.org/education/ceri/38654317.pdf (дата обращения: 10.01.2020).
26. The William and Flora Hewlett Foundation. Open Educational Resources: Advancing Widespread Adoption to Improve Instruction and Learning. 2015 // Hewlett Foundation : [сайт]. URL: https://www.hewlett.org/wp-content/uploads/2016/11/Open_Educational_Resources_December_2015.pdf (дата обращения: 09.02.2020).
27. Wiley D. The Access Compromise and the 5th R // Weblog. 2014. URL: http://opencontent.org/blog/archives/3 (дата обращения: 27.01.2020).
28. Markus M. L. Toward a «Critical Mass» Theory of Interactive Media // Organizations and Communication Technology Newbury Park / J. Fulk, C. Steinfield (eds.). CA : SAGE Publications, Inc., 1990. P. 194–218.
29. By The Numbers: MOOCs in 2018 // Class Central : [сайт]. URL: https://www.classcentral.com/report/mooc-stats-2018/ (дата обращения: 27.01.2020).
30. Professor Leaving Stanford for Online Education Startup // NBC News NOW : [сайт]. URL: http://www.nbcnews.com/id/46138856/ns/technology_and_scienceinnovation/t/professor-leaving-stanford-online-educationstartup/#.XhQmVy1eNVo (дата обращения: 27.01.2020).
31. Hilton J. Open Educational Resources, Student Efficacy, and User Perceptions: a Synthesis of Research Published between 2015 and 2018 // Educational Technology Research and Development. 2019. Vol. 68. P. 853–876. DOI: 10.1007/s11423-019-09700-4.
32. Assessing the Savings from Open Educational Resources on Student Academic Goals / T. K. Ikahihifo, K. J. Spring, J. Rosecrans, J. Watson // International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2017. Vol. 18, iss. 7. P. 126–140.
33. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. Part 1 // On the Horizon. 2001. Vol. 9, no. 5. P. 1– 6. DOI: 10.1108/10748120110424816.
34. Blurton C. New Directions of ICT – Use in Education, UNESCO World Communication and Information Report, 1999 // ЮНЕСКО : [сайт]. URL: http://www.unesco.org/education/educprog/lwf/dl/edict.pdf (дата обращения: 27.01.2020).
35. Космарский А. А. Блокчейн для науки: революционные возможности, перспективы внедрения, потенциальные проблемы // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 2 (150). С. 388–409. DOI: 10.14515/monitoring.2019.2.16.
36. Чехонина О. Б., Кузнецова С. А. Массовые открытые онлайн-курсы как средство повышения квалификации преподавателя вуза // Опыт и перспективы онлайнобучения в России : сборник статей Всероссийской научной конференции с международным участием «Опыт и перспективы онлайн-обучения в России», г. Севастополь, 15–16 ноября 2018 г. / ответственный редактор И. С. Кусов ; Филиал МГУ в г. Севастополе. Севастополь, 2019. С. 79–81.
37. Professor Leaves Stanford Teaching Post, Hoping to Reach 500,000 at Online Start-Up // Chronicle of Higher Education : [сайт]. URL: https://www.chronicle.com/article/Professor-Leaves-Teaching-Post/131102 (дата обращения: 27.01.2020).
38. Долженко Р. А., Лобова С. В. Взаимосвязь прекаризации занятости и трудовой мобильности научно-педагогических работников региональных вузов: постановка проблемы // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 2 (114). С. 83–96. DOI: 10.15826/umpa.2018.02.019 (дата обращения: 15.02.2020).
39. МООС могут изменить экономику высшего образования // Университетская книга: информационно-аналитический журнал. URL: http://www.unkniga.ru/company-news/7576-moos-mogut-izmenit-ekonomiku-vysshegoobrazovaniya.html (дата обращения: 15.02.2020).
40. Acemoglu D., Laibson D., List J. A. Equalizing Superstars: The Internet and the Democratization of Education // American Economic Review: Papers & Proceedings. 2014. Vol. 104, № 5. P. 523–527. DOI: 10.1257/aer.104.5.523.
41. Sandanayake T. C. Promoting Open Educational Resources-Based Blended Learning // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2019. № 16. P. 1–16. DOI: 10.1186/s41239-019-0133-6.
42. Проектная деятельность станет основой обновленной модели обучения студентов ВШЭ // НИУ ВШЭ : [официальный сайт]. URL: https://www.hse.ru/news/edu/326123717.html (дата обращения: 15.02.2020).
43. Преподавательский труд в современной России: трансформация содержания и оценки : [монография] / А. П. Багирова, А. К. Клюев, О. В. Нотман [и др.] ; под общей редакцией проф. А. П. Багировой. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. 207 с.
44. Почему Ярослав Кузьминов за революцию в высшем образовании? // Яндекс Дзен : [сайт]. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5cb4de8334965700b3a48780/pochemu-iaroslav-kuzminov-za-revoliuciiu-v-vysshemobrazovanii-5deea657d7859b00af01b0c6 (дата обращения: 16.01.2020).
45. Allen E., Seaman J. Freeing the Textbook: Open Education Resources in U. S. Higher Education, 2018. Babson Survey Research Group, 2018 // Bay View Analytics : [сайт]. URL: http://www.onlinelearningsurvey.com/reports/freeingthetextbook2018.pdf (дата обращения: 28.01.2020).
46. A Multi-Institutional Study of the Impact of Open Textbook Adoption on the Learning Outcomes of PostSecondary Students / L. Fischer, J. Hilton, T. J. Robinson, D. A. Wiley // Journal of Computing in Higher Education. 2015. Vol. 27, iss. 3. P. 159–172.
47. Baas M., Admiraal W., Berg E. van den. Teachers’ Adoption of Open Educational Resources in Higher Education // Journal of Interactive Media in Education. 2019. № 9. P. 1–11. DOI: 10.5334/jime.510.
48. Валерий Фальков анонсировал появление изза вируса «другого высшего образования» // Новости Сибирской науки : [сайт]. URL: http://www.sibscience.info/ru/fano/falkov-anonsiroval-poyavlenie-iz-zavirusa-09042020 (дата обращения: 09.06.2020).
Рецензия
Для цитирования:
Лобова С.В., Бочаров С.Н., Понькина Е.В. Цифровизация: мейнстрим для университетского образования и вызовы для преподавателей. Университетское управление: практика и анализ. 2020;24(2):92-106. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.02.016
For citation:
Lobova S.V., Bocharov S.N., Ponkina E.V. Digitalization: Mainstream for the University Education and Challenges for the Teachers. University Management: Practice and Analysis. 2020;24(2):92-106. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2020.02.016