Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Проректоры российского университета: социологический портрет и структурные изменения

https://doi.org/10.15826/umpa.2020.01.009

Полный текст:

Аннотация

Цель данной исследовательской статьи – на основе мониторинга проректорского корпуса вузов, подведомственных Минобрнауки РФ, исследовать ключевые особенности их состава. Методологическая база исследования представлена положениями функционального, бюрократического и структурного подходов к управлению организацией. Основным методом исследования является анализ документов и материалов официальных сайтов российских вузов для получения аналитических данных о составе проректоров по полу, возрасту, ученой степени и званию, стажу работы и профилю деятельности. Выборочная совокупность охватила 239 вузов, которые находятся в ведомственной подчиненности Минобрнауки РФ. Исследование проведено в 2018–2019 годах, для сравнения использованы результаты анализа 2006, 2008, 2012 годов. Результатами исследования являются: обобщенный социологический портрет проректора российского университета, анализ изменений структуры проректоров по функциональным направлениям их деятельности в вузах. Ограничения и возможные последствия проведенной авторами работы таковы: изменения условий внешней среды требуют систематического поиска и обоснования путей повышения роли проректоров университетов в формировании репутации вуза, что служит основанием для дальнейших специальных исследований. Практическая значимость исследования заключается в том, что учет особенностей, выявленных в структуре проректоров по функциональным направлениям их деятельности в вузах, обусловленных изменениями, происходящими в системе управления высшим образованием, позволит руководству вузов акцентировать внимание на наиболее значимых зонах ответственности в системе управления вузом и на этой основе – повышать репутацию и конкурентоспособность российских университетов. Оригинальность и ценность полученных результатов состоит в следующем: показан социологический портрет проректора российского университета, выявлены современные особенности распределения функциональных зон ответственности проректорского корпуса российских университетов: обосновано, что необходимым условием формирования устойчивой конкурентоспособности вуза и поддержания его репутации на высоком уровне является более активное участие проректоров в управлении функциональными направлениями деятельности высшего учебного заведения.

Об авторах

С. Д. Резник
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Россия

Резник Семен Давыдович – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент»

440028, Пенза, ул. Г. Титова, 28

SCOPUS ID7005971908

Researcher ID H-4904-2017



О. А. Сазыкина
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Россия

Сазыкина Ольга Анатольевна – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент»

440028, Пенза, ул. Г. Титова, 28

SCOPUS ID6507534345

Researcher ID С-5206-2017



Список литературы

1. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А., Шуклина Е. А. Существует ли система высшего образования в России? // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 76–86. DOI: 10.7868/S0132162517110095.

2. Карпов А. О. Возможен ли университет 3.0 в России? // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 59–70. DOI: 10.31857/S013216250001959-7.

3. Попова Е. П., Климова А. В. Российские вузы: организационная специфика и выбор ориентиров развития // Социологические исследования. 2018. № 12. С. 63–72. DOI: 10.31857/S013216250003170-0.

4. Волков А. Е. Как будет меняться управление университетами // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23, № 4. С. 6–8.

5. Управление изменениями в высшей школе / под редакцией Р. М. Нижегородцева и С. Д. Резника. Москва : ИНФРА-М, 2018. 388 с. DOI: 10.12737/monography_5aa8ddfdb460c5.57247275.

6. Высшее образование в России: вызовы времени и взгляд в будущее / под редакцией Р. М. Нижегородцева и С. Д. Резника. Москва : ИНФРА-М, 2020. 610 с. DOI: 10.12737/1045402.

7. Резник С. Д., Сазыкина О. А. Заведующие кафедрами университетов России: ступени роста. Москва : ИНФРА-М, 2016. 193 с.

8. Макеева А. В России отчислили половину вузов. За три года прекратили существование более тысячи учебных заведений // Коммерсант. 2018. 5 февр. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3540086 (дата обращения: 23.12.2018).

9. Резник С. Д., Сазыкина О. А., Фомин Г. Б. Команда ректора: эволюция изменений структуры и содержания деятельности проректоров российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3 (79). С. 74–80.

10. Субанов Т. Т. Значение системы построения эффективной команды в повышении управленческих навыков руководителей образовательных учреждений // Молодежь в XXI веке: философия, психология право, педагогика, экономика и менеджмент : сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции / под научной редакцией И. А. Симоновой, М. С. Кривощековой, П. В. Кропотухиной, Е. М. Алексеевой. Екатеринбург, 2016. С. 139–142.

11. Hunter F. Training Administrative Staff to Become Key Players in the Internationalization of Higher Education. International Higher Education, 2018, vol. 92, pp. 16–17. DOI: 10.6017/ihe.2018.92.10280.

12. Duncan D. Valuing Professional, Managerial and Administrative Staff in HE. Perspectives: Policy and Practice in Higher Education, 2014, iss. 2, vol. 18, pp. 38–42. DOI: 10.1080/13603108.2014.882427.

13. Ендовицкий Д. А., Бубнов Ю. А., Гайдар К. М. Влияние личности вузовского лидера на эффективность деятельности университета // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 79–88.

14. Резник С. Д., Макарова С. Н., Сазыкина О. А. Гендерная асимметрия в управленческой среде российских университетов // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 1. С. 94–109. DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.94-109.

15. Моделирование организационной структуры управления объединенным университетом / С. Э. Майкова, Д. В. Окунев, Т. А. Салимова, Е. В. Солдатова // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 3 (88). С. 421–440. DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.421-440.

16. Башмаков Д. В. Санкционирующие решения в проектах сетевого взаимодействия в сфере высшего образования // Управленец. 2018. Т. 9, № 4. С. 102–107. DOI: 10.29141/2218-5003-2018-9-4-11.

17. Понарина Е. Каким станет завтра? Университеты ловят ветры перемен // Поиск. 2019. № 13. С. 5.

18. Резник С. Д., Фомин Г. Б., Сазыкина О. А. Ректоры России: система и механизмы профессионального становления / под редакцией С. Д. Резника. Москва : ИНФРА-М, 2013. 232 с.

19. Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности / С. Д. Резник, Г. Б. Фомин, О. А. Сазыкина, О. И. Шестернина; под редакцией С. Д. Резника. Москва : ИНФРА-М, 2013. 204 с.

20. Гринкевич Ю. В., Шабанова М. В. Программы развития административных сотрудников как один из инструментов достижения стратегических целей университета // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 2. С. 64–71. DOI: 10.15826/umpa.2018.02.017.


Для цитирования:


Резник С.Д., Сазыкина О.А. Проректоры российского университета: социологический портрет и структурные изменения. Университетское управление: практика и анализ. 2020;24(1):119-132. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.01.009

For citation:


Reznik S.D., Sazykina O.A. Russian University Pro-Rectors: Sociological Portrait and Structural Changes. University Management: Practice and Analysis. 2020;24(1):119-132. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2020.01.009

Просмотров: 76


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)