Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Система высшего образования как драйвер инновационного развития страны

https://doi.org/10.15826/umpa.2020.01.007

Аннотация

В современных экономических условиях исследование вопросов стимулирования инновационного развития страны на макроэкономическом уровне является задачей высшего приоритета для ученых всего мира. В статье представлены результаты исследования закономерностей влияния массовости, интернационализации и государственного финансирования высшего образования на параметры инновационного развития страны. Проведение корреляционного анализа позволило научно доказать, что в современных условиях вышеуказанные характеристики системы высшего образования обуславливают инновационное развитие стран в целом. В первой части статьи приведен аналитический обзор литературы и выделены характеристики системы высшего образования, влияние которых на инновационное развитие страны, по предположению авторов, – значимо (массовость, интернационализация, государственное финансирование). Во второй части описана методология исследования и сформулированы рабочие гипотезы. Третья часть – это презентация полученных результатов исследования, а в четвертой содержатся выводы. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в выявлении закономерностей влияния таких характеристик системы высшего образования, как массовость, интернационализация и модель финансирования, на некоторые параметры инновационного развития, в частности на долю высокотехнологичного экспорта в общем объеме промышленного экспорта и долю затрат на исследования и разработки в ВВП. Полученные результаты могут являться базисной точкой опоры для научных работников при организации и проведении дальнейших научных исследований по выявлению ресурсов для инновационного развития на макроэкономическом уровне. Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования полученных результатов при разработке стратегических планов и программ развития как на уровне отдельных университетов, так и на уровне регионов и стран.

Об авторах

С. В. Паникарова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Паникарова Светлана Викторовна – доктор экономических наук, доцент, профессор Школы государственного управления и предпринимательства Института экономики и управления

620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19



М. В. Власов
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Власов Максим Владиславович – кандидат экономических наук, доцент, доцент Школы государственного управления и предпринимательства Института экономики и управления

620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19



В. Драшкович
Университет Черногории
Чехословакия

Веселин Драшкович – доктор экономических наук, профессор

81000, Подгорица, ул. Jovana Tomaševića, 37



Список литературы

1. Масловская А. Г. Инновационная деятельность вуза как фактор устойчивого развития экономики региона // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. 2016. № 7. С. 226–231.

2. Popodko G. I., Nagaeva O. S. «Triple Helix» Model for Recourse-Based Regions // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 12, № 12. С. 2309–2325.

3. Muhamad S., Che Sulaiman N. F., Saputra J. The Role of Human Capital and Innovation Capacity on Economic Growth in ASEAN-3. Jurnal Ekonomi Malaysia, 2018, vol. 52, iss. 1, pp. 281–295. DOI: 10.17576/jem-2018-5201-21.

4. Черемисина Т. П. Инфраструктура инновационного предпринимательства России в научно-образовательной сфере: оценка состояния // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социальноэкономические науки. 2014. Т. 14, № 3. С. 64–72.

5. Резник Г. А., Курдова М. А. Функции российского университета в условиях формирования инновационноориентированной экономики // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 3 (88). С. 441–458.

6. Afonasova M. A. Digital transformation of the entrepreneurship: Challenges and prospects. Journal of Entrepreneurship Education, 2018, vol. 21, iss. 2S.

7. Birch C. et al. An enquiry into potential graduate entrepreneurship: Is higher education turning off the pipeline of graduate entrepreneurs? Journal of Management Development, 2017, vol. 36, iss. 6, pp. 743–760. DOI: 10.1108/jmd-03-2016-0036.

8. Обзор систем высшего образования стран ОЭСР / В. С. Вахштайн, Б. В. Железов, Т. А. Мешкова, М. В. Ларионова. Москва : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2005. 152 c.

9. Kamar B., Bakardzhieva D., Goaied M. Effects of Pro-Growth Policies on Employment: Evidence of Regional Disparities. Applied Economics, 2019, vol. 51, iss. 40, pp. 4337–4367. DOI: 10.1080/00036846.2019.1591596.

10. Whetten J., Fontenla M., Villa K. Opportunities for Higher Education: the Ten-Year Effects of Conditional Cash Transfers on Upper-Secondary and Tertiary Enrollments. Oxford Development Studies, 2019, vol. 47, iss. 2, pp. 222–237. DOI: 10.1080/13600818.2018.1539472.

11. Gibb A. Concepts into Practice: Meeting the Challenge of Development of Entrepreneurship Educators around an Innovative Paradigm: The Case of the International Ent repreneurship Educators’ Program me (IEEP). International Journal of Entrepreneurial Behaviour and Research, 2011, vol. 17, iss. 2, pp. 146–165. DOI: 10.1108/13552551111114914.

12. Lai K.-W., Smith L. Socio-Demographic Factors Relating to Perception and Use of Mobile Technologies in Tertiary Teaching. British Journal of Educational Technology, 2018, vol. 49, iss. 3, pp. 492–504. DOI: 10.1111/bjet.12544.

13. Weymann A. The Rise and Limits of Education Policy. Gendered Education. Encounters in Theory and History of Education, 2018, vol. 19, pp. 6–34. DOI: 10.24908/eoe-eserse.v19i0.11930.

14. Altbach P. G., Reisberg L., Rumbley L. E. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution. Rotterdam, Netherlands: Sense, 2010. 272 p.

15. Будущее высшего образования и академической профессии: страны БРИК и США / под ред. Ф. Дж. Альтбаха, Г. Андрущака, Я. Кузьминова, М. Юдкевич, Л. Райсберг ; пер. с англ. А. Гордеева, Г. Петренко под ред. М. Юдкевич. Москва : Издательский дом ВШЭ, 2013. 247 с.

16. Сравнительная характеристика систем высшего образования зарубежных стран: конкурентные методы финансирования / И. В. Абанкина, Т. В. Абанкина, Е. А. Николаенко, Л. М. Филатова // Экономика образования. 2013. № 1 (74). С. 53–73.

17. Nistor S., Mera V.-I., Pop Silaghi M. I. Is Education Important in Assessing the Impact of Institutions on Economic Growth in Emerging Economies? Applied Economics, 2018, vol. 50, iss. 34/35, pp. 3840–3854. DOI: 10.1080/00036846.2018.1436149.

18. Neck R. et al. How to Achieve the Take-off into Sustained Growth: A Case Study for Slovenia. International Advances in Economic Research, 2001, vol. 24, iss. 2, pp. 109–121. DOI: 10.1007/s11294-018-9678-8.

19. Patalinghug E. E. An Assessment of Science and Technology Policies in the Philippines. International Journal of Technology Management, 2001, vol. 22, iss. 5/6, pp. 599–616. DOI: 10.1504/ijtm.2001.002980.

20. Webster T. E., Son J.-B. Doing What Works: A Grounded Theory Case Study of Technology Use by Teachers of English at a Korean University. Computers and Education, 2015, vol. 80, pp. 84–94. DOI: 10.1016/j.compedu.2014.08.012.

21. Franco C., Leoncini R. Measuring China’s Innovative Capacity: A Stochastic Frontier Exercise. Economics of Innovation and New Technology, 2013, vol. 22, iss. 2, pp. 199–217. DOI: 10.1080/10438599.2012.744174.

22. Internationalisation and Trade in Higher Education: Opportunities and Challenges. URL: https://www.oecdilibrary.org/education/internationalisation-and-trade-in-highereducation_9789264015067-en (дата обращения: 25.02.2020).

23. Cricelli L. et al. Intellectual Capital and University Performance in Emerging Countries: Evidence from Colombian Public Universities. Journal of Intellectual Capital, 2018, vol. 19, iss. 1, pp. 71–95. DOI: 10.1108/jic-02-2017-0037.

24. Tang T. et al. Internationally Distributed Living Labs and Digital Ecosystems for Fostering Local Innovations in Everyday Life. Journal of Emerging Technologies in Web Intelligence, 2012, vol. 4, iss. 1, pp. 106–115. DOI: 10.4304/jetwi.4.1.106–115.

25. Gulicheva E. et al. Leading Factors in the Formation of Innovative Education Environment. Journal of International Studies, 2017, vol. 10, iss. 2, pp. 129–137. DOI: 10.14254/2071–8330.2017/10–2/9.

26. Сент-Бланка Ш. Италия: утечка мозгов или циркуляция умов? // Международное высшее образование. 2019. № 26. С. 15–16.


Рецензия

Для цитирования:


Паникарова С.В., Власов М.В., Драшкович В. Система высшего образования как драйвер инновационного развития страны. Университетское управление: практика и анализ. 2020;24(1):96-105. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.01.007

For citation:


Panikarova S.V., Vlasov M.V., Draskovic V. Higher Education System as a Driver of the Country’s Innovative Development. University Management: Practice and Analysis. 2020;24(1):96-105. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2020.01.007

Просмотров: 703


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)