Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Иерархичность системы высшего образования Германии: историографический анализ

https://doi.org/10.15826/umpa.2020.01.001

Полный текст:

Аннотация

Авторами рассматривается развитие признаков иерархизации системы высшего образования Германии, а также обусловленность существующей дифференциации немецких вузов историческими предпосылками. Реализация широко распространенной сегодня концепции формирования университетов мирового уровня и полизадачность высшего образования создают контекст для стратификации (расслоения) систем высшего образования. Целью авторов являлось изучение институциональной стратификации системы высшего образования Германии в ходе ее исторического развития. Для реализации данной цели применяется историографический анализ и приводится обзор методологических подходов к определению дифференциации системы высшего образования ведущими российскими и немецкими исследователями, что позволило обосновать гомогенность системы высшего образования Германии исторической ролью университетского образования и влиянием его принципов и стандартов. В условиях актуальных мировых вызовов высшего образования (интернационализации, роста конкурентности и массовизации) возникают новые сегменты и ниши, формирующие предрасположенность исторически сложившейся в Германии системы высшего образования к иерархичности. Результаты исследования свидетельствуют о наличии в Германии признаков развития неформальной вертикальной и горизонтальной стратификации высшего образования, которая зависит от особенностей реализации вузами научно-исследовательской и образовательной деятельности. Рассмотрение иерархии сегментов системы высшего образования Германии позволило распознать общие векторы их развития и управления ими, выстраивания общей государственной политики высшего образования и обеспечения более эффективного взаимодействия вузов с иными стейкхолдерами высшего образования. Практическая значимость работы заключается в проецировании опыта управления институциональным развитием системы высшего образования Германии на российскую действительность.

Об авторах

Д. П. Ананин
Высшая школа экономики
Россия

Ананин Денис Павлович – кандидат педагогических наук, научный сотрудник Института институциональных исследований

101000, Москва, ул. Мясницкая, 20



Р. Крекель
Галле-Виттенбергский университет имени Мартина Лютера
Германия

Крекель Райнхард – доктор философии, заслуженный профессор Института социологии

06108, Галле, Универзитетсплатц, 10



Список литературы

1. Altbach P. G. Responding to massification. In: P. G. Altbach, L. Reisberg, H. Wit (eds.), Responding to massification. Global perspectives on higher education, Rotterdam, Sense Publishers, 2017, pp. 1–12. DOI: 10.1007/978-94-6351-083-7_1.

2. Triventi M. The role of higher education stratification in the reproduction of social inequality in the labor market. Research in Social Stratification and Mobility, 2013, no. 32 (1), pp. 45–63. DOI: 10.1016/j.rssm.2013.01.003.

3. Reimer D., Pollak R. Educational expansion and its consequences for vertical and horizontal inequalities in access to higher education in West Germany. European Sociological Review, 2010, no. 26 (4), pp. 415–430. DOI: 10.1093/esr/jcp029.

4. Lee S. J., Müller L. Institutional stratification and its effects on wages of higher education graduates in Germany and South Korea. European Journal of Higher Education, 2019, no. 9 (4), pp. 433–451. DOI: 10.1080/21568235.2019.1666290.

5. Münch R., Schäfer L. O. Rankings, diversity and the power of renewal in science: A comparison between Germany, the UK and the US. European Journal of Education, 2014, no. 49 (1), pp. 60–76. DOI: 10.1111/ejed.12065.

6. Mechanismen der Elitebildung im deutschen Bildu ngssystem Ausga ngslage, T heor iedisk u rse, Forschungsstand / H. H. Krüger, W. Helsper, R. Sackmann [et. al]. Zeitschrift für Erziehungswissenschaft, 2012, no. 15 (2), S. 327–343. DOI: 10.1007/s11618-012-0271-2.

7. Bloch R., Kreckel R., Mitterle A., Stock M. Stratification through internationality in German higher education. In: C. Maxwell, U. Deppe, H.-H. Krüger, W. Helsper (eds.), Elite education and internationalisation: From the early years to higher education, Palgrave Macmillan, 2017, pp. 257–278. DOI: 10.1007/978-3-319-59966-3.

8. Protsch P., Solga H. The social stratification of the German VET system. Journal of Education and Work, 2016, no. 29 (6), pp. 637–661. DOI: 10.1080/13639080.2015.1024643.

9. Allmendinger J. Educational systems and labor market outcomes. European Sociological Review, 1989, no. 5 (3), pp. 231–250. DOI: 10.1093/oxfordjournals.esr.a036524.

10. Teichler U. Hochschulstrukturen im Umbruch. Eine Bilanz der Reformdynamik seit vier Jahrzehnten. Frankfurt; New York: Campus, 2005. 372 S.

11. Kreckel R. Zwischen Spitzenforschung und Breitenausbildung. Strukturelle Differenzierungen an deutschen Hochschulen im internationalen Vergleich In: H.-H. Kr üger, U. Rabe-Kleberg, R. T. Kramer, J. Budde (eds.), Bildungsungleichheit revisited. Bildung und soziale Ungleichheit vom Kindergarten bis zur Hochschule, Wiesbaden, VS-Verlag für Sozialwissenschaften, 2010, S. 235–256.

12. Wolter A. The expansion and structural change of postsecondary education in Germany. In: P. G. Altbach, L. Reisberg, H. Wit (eds.), Responding to massification, 2017, S. 115–126. DOI: 10.1007/978-94-6351-083-7_10.

13. Teichler U. Between over-diversification and overhomogenization: Five decades of search for a creative fabric of higher education. In: B. M. Kehm, B. Stensaker (eds.), University Rankings, Diversity, and the New Landscape of Higher Education, Rotterdam, Sense Publishers, 2009, pp. 155–181. DOI: 10.1163/9789087908164_011.

14. Kreckel R., Stock M. Hochschulbildung, akademische Forschung, vertikale Differenzierung: historische Entwicklungspfade in Deutschland, Frankreich und den USA, Preprint, June 2018. URL: https://www.researchgate.net/publication/325596919_Hochschulbildung_akademische_Forschung_vertikale_Differenzierung_Historische_Entwicklungspfade_in_Deutschland_Frankreich_und_den_USA (дата обращения: 01.12.2019).

15. Altbach P. G. Global perspectives on higher education. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 2016. 352 p.

16. Князев Е. А., Дрантусова Н. В. Дифференциация в высшем образовании: основные концепции и подходы к изучению // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 5. C. 43–52.

17. Clark B. R. Academic differentiation in national systems of higher education. Comparative Education Review, 1978, no. 22 (2), pp. 242–258.

18. Unangst L. Diversification and differentiation in postsecondary Education: What the research shows. In: Ph. G. Altbach, L. Reisberg, H. Wit (eds.), Responding to massification. Global perspectives on higher education, Rotterdam, Sense Publishers, 2017, pp. 13–25. DOI: 10.1007/978-94-6351-083-7_2.

19. Платонова Д. П. Горизонтальная и вертикальная дифференциация системы высшего образования в России // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 4. С. 19–30.

20. Hartmann M. Eliten und Macht in Europa. Ein inter nationaler Vergleich. Frankfurt: Europäische Verlagsanstalt, 2007. 268 S.

21. Hochschulen in Zahlen 2019. URL: https://www.hrk.de/fileadmin/redaktion/hrk/02-Dokumente/02–06Hochschulsystem/Statistik/2018–05–17_Final_fuer_Homepage_2018.pdf (дата обращения: 02.02.2020).

22. Leuze K. How structure signals status: Institutional stratification and the transition from higher education to work in Germany and Britain. Journal of Education and Work, 2011, no. 24 (5), pp. 449–475. DOI: 10.1080/13639080.2011.596524.

23. Kreckel R. Die Forschungspromotion. Internationale Norm und nationale Realisierungsbedingungen. In: N. Huber, A. Schelling, S. Hornbostel (Hrsg.), Der Doktortitel zwischen Status und Qualifikation, IFQ-Working Paper, 2012, no. 12, S. 141–160.

24. Kant I. Der Streit der Fakultäten. Leipzig: Verlag Philipp Reclam, 1984. 152 S.

25. Stichweh R. Die Universalität wissenschaftlichen Wissens. In: K. Gloy, R. Zur Lippe (hg.), Weisheit – Wissen – Information, Göttingen: V&R Unipress, 2005, S. 177–191.

26. Statistisches Bundesamt, Bildung und Kultur: nichtmonetäre hochschulstatistische Kennzahlen 1980–2018. Wiesbaden: Metzler-Poeschel, 2019. 678 S. URL: https://www.destatis.de/DE/Themen/Gesellschaft-Umwelt/BildungForschung-Kultur/Hochschulen/Publikationen/DownloadsHochschulen/kennzahlen-nichtmonetaer-2110431187004.pdf;jsessionid=00CE1677CA0E46F1921F1C75936E8397.internet742?__blob=publicationFile (дата обращения: 31.01.2020).

27. Ананин Д. П. Нетрадиционные студенты в системе высшего образования Германии // Преподаватель XXI век. 2017. № 2. С. 31–41.

28. Trow M. Reflections on the transition from elite to mass to universal access: forms and phases of higher education in modern societies since WWII. In: J. J. F. Forest, P. G. Altbach (eds.), International Han dbook of Higher Education, New York, 2006, Bd. 1, pp. 243–280. DOI: 10.1007/978-1-4020-4012-2_13.

29. OECD, Education at a Glance 2017: OECD Indicators. Paris: OECD Publishing, 2017. 453 p. DOI: 10.1787/eag-2017-en.

30. Müller W., Pollak R. Weshalb gibt es so wenige Arbeiterkinder in Deutschlands Universitäten? In: R. Becker, W. Lauterbach (eds.), Bildung als Privileg, Wiesbaden, Springer Verlag für Sozialwissenschaften, 2007, S. 305–344. DOI: 10.1007/978-3-531-90339-2_11.

31. Hüther O., Krücken G. Higher education in Germany. Recent developments in an international perspective. Cham, Springer, 2018. 263 p. DOI: 10.1007/978-3-319-61479-3.

32. Schubert F., Engelage S. Bildungsexpansion und berufsstruktureller Wandel. In: A. Hadjar, R. Becker (hg.), Die Bildungsexpansion. Erwartete und unerwartete Folgen, Wiesbaden, VS Verlag, 2006, S. 93–121.

33. Schimank U. Hochschulforschung im Schatten der Lehre. Frankfurt a. M.; New York: Campus, 1995. 364 S.

34. Schimank U., Winnes M. Jenseits von Humboldt? Entwicklungspfade des Verhältnisses von Forschung und Lehre in verschiedenen europäischen Hochschulsystemen. Die Krise der Universitäten (hrsg. E. Stölting, U. Schimank). Wiesbaden: Westdeutscher Verlag, 2001. S. 295–325.

35. Pressemitteilung Nr. 026 vom 21. Januar 2020. Statistisches Bundesamt. URL: https://www.destatis.de/DE/Presse/Pressemitteilungen/2020/01/PD20_026_213.html (дата обращения: 31.01.2020).

36. Schulabsolventinnen/-absolventen und Schulabgänger/innen nach Art des Abschlusses. URL: https://www.datenportal.bmbf.de/portal/de/Tabelle-2.3.14.html (дата обращения: 31.01.2020).

37. Kreckel R. Rahmenbedingungen von Hochschulpolitik in Deutschland. In: D. Simon u. a. (hrsg.), Handbuch Wissenschaftspolitik, Wiesbaden, Springer VS, 2016, 2 Aufl., S. 59–77.

38. Möller T., Schmidt M., Hornbostel S. Assessing the effects of the German Excellence Initiative with bibliometric methods. Scientometrics, 2016, no. 109, рр. 2217–2239. DOI: 10.1007/s11192-016-2090-3.

39. Gehlke A., Hachmeister C.-D., Hüning L. Der CHE Numerus Clausus-Check 2019/20. Eine Analyse des Anteils von NC-Studiengängen in den einzelnen Bundesländern. CHE Arbeitspapier, 2019, no. 223, 41 S.

40. Bloch R., Mitterle A. On stratification in changing higher education: the «analysis of status» revisited. Higher Education, 2017, no. 73 (6), pp. 929–946. DOI: 10.1007/s10734-017-0113-5.

41. Bloch R., Kreckel R., Mitterle A., Stock M. Stratifications of higher education in Germany. Zeitschrift für Erziehungswissenschaft, 2014, no. 17 (suppl. 3), pp. 243–261. DOI 10.1007/s11618-014-0531-4.

42. Mitterle A., Reisz R. D., Stock M. Ver tical differentiation within the private higher education sector: An explorative study of stratification in German higher education. Zeitschrift für Erziehungswissenschaft, 2018, no. 21 (3), pp. 671–691. DOI: 10.1007/s11618–017–0803-x.

43. Yudkevich M. Diversity and uniformity in the structure of Russian postsecondary education. In: Ph. G. Altbach, L. Reisberg, H. Wit (eds.), Responding to massification. Global perspectives on higher education, Rotterdam, Sense Publishers, 2017, pp. 127–139. DOI: 10.1007/978-94-6351-083-7_11.

44. Zymek B. Prozesse der Internationalisierung Bildungssystem. Von der Beharrungskraft und Auflösung nationaler Strukturen und Mentalitäten. Zeitschrift für Pädagogik, 2009, no. 55 (2), S. 175–193.


Для цитирования:


Ананин Д.П., Крекель Р. Иерархичность системы высшего образования Германии: историографический анализ. Университетское управление: практика и анализ. 2020;24(1):9-27. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.01.001

For citation:


Ananin D.P., Kreckel R. Hierarchy of Higher Education System in Germany: Historiographical Analysis. University Management: Practice and Analysis. 2020;24(1):9-27. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2020.01.001

Просмотров: 155


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)