Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Производство МООК в университете: цели, достижения, барьеры

https://doi.org/10.15826/umpa.2019.04.028

Аннотация

Данная концептуальная статья направлена на определение целей администраторов вузов, запускающих проекты по производству массовых открытых онлайн-курсов (МООК), и установление достигнутых в этом направлении успехов и имеющихся барьеров. В свете всё набирающей темпы цифровизации и экономии бюджетов образовательных организаций обсуждение рациональности этой деятельности и разработка вариантов по её повышению представляется актуальной как для вузов, уже реализующих проекты по производству МООК, так и для тех, кто рассматривает такую возможность в будущем и способен разработать проект с учётом зарубежного и отечественного опыта. В статье представлены цели, которые ассоциируют с проектами по производству МООК вузы США и Европы, где появились первые курсы данного формата, а также предпринята первая попытка включить в этот контекст позицию руководителей российских вузов. На материале англои русскоязычной литературы представлен обзор опыта, накопленного производителями онлайн-курсов этого формата, при достижении этих целей. Обзор научных и публицистических материалов свидетельствует о том, что заявленные цели на текущий момент всё еще в полной мере не реализованы, их достижение требует разработки дополнительных механизмов и инструментов, которые также имеют свои ограничения. На основании этих выводов строится предположение о том, что МООК не проявил себя в качестве самостоятельного решения целей вузов-разработчиков, но имеет потенциал эффективного инструмента для достижения желаемых результатов при условии встраивания в стратегию организации. Ограничением данной работы является использование публицистических материалов для установления целей администраторов российских вузов, реализующих проекты по производству МООК, в связи со слабой представленностью в научном дискурсе. Дальнейшие исследования этого вопроса смогут уточнить и дополнить полученные результаты. В статье представлены рекомендации по измерению и повышению эффективности вузовских проектов по производству МООК в достижении поставленных целей.

Об авторе

У. С. Захарова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Захарова Ульяна Сергеевна – кандидат филологических наук, научный сотрудник Центра социологии высшего образования, Институт образования

101000, Москва, ул. Мясницкая, 20



Список литературы

1. MOOCs: a massive opportunity for higher education, or digital hype? [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/higher-education-network/blog/2012/ aug/08/mooc-coursera-higher-education-investment Mike Boxall, Aug 2012 (дата обращения: 18.07.2019).

2. Shah D. Oxford University: One of World’s Oldest Universities, Jumps on MOOC Train [Электронный ресурс]. URL: https://www.class-central.com/report/oxford-universitymooc/ (дата обращения: 09.09.2018).

3. Shah D. Year of MOOC-based Degrees: A Review of MOOC Stats and Trends in 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.classcentral.com/report/moocs-stats-andtrends-2018/ (дата обращения: 08.05.2019).

4. Shah D. Monetization over Massiveness: A Review of MOOC Stats and Trends in 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.classcentral.com/report/moocs-stats-and-trends-2016/ (дата обращения: 18.07.2019).

5. Shah D. A Product at Every Price: A Review of MOOC Stats and Trends in 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.classcentral.com/report/moocs-stats-and-trends-2017/ (дата обращения: 18.07.2019).

6. Лебедева М. Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования // Человек и Образование. 2015. № 42 (1). C. 105–108.

7. 5–100: Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научнообразовательных центров. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.5top100.ru/about/more-about (дата обращения: 18.07.2019).

8. Hollands F. M., Tirthali D. MOOCs: Expectations and Reality. New York, 2014.

9. Allen, E., & Seaman, J. Grade change: Tracking online education in the United States. Babson Survey Research Group Report [Электронный ресурс]. URL: http://sloanconsortium.org/publications/survey/grade-change-2013 (дата обращения: 18.07.2019).

10. Jansen D., Konings L. MOOC Strategies of European Institutions / D. Jansen, L. Konings, EADTU, 2017. 73 с.

11. ТУСУР заключил соглашение с международной образовательной интернет-платформой Iversity ( 22.06.2015) [Электронный ресурс]. URL: https://tusur.ru/ru/novosti-i-meropriyatiya/jizn-v-tusure/prosmotr/-/novost-tusur-zaklyuchil-soglashenie-s-mezhdunarodnoyobrazovatelnoy-internet-platformoy-iversity (дата обращения: 18.07.2019).

12. Курс Политеха «Обществознание» задает правильный курс в жизни (6.07.2016) [Электронный ресурс]. URL: https://www.spbstu.ru/media/news/education/course-polytechnic-science-sets-the-right-course-in-life/?sphrase_ id=1052691 (дата обращения: 18.07.2019).

13. Проек т 5 –10 0 / Друг ие хара кт ерис тики [Электронный ресурс]. URL: https://www.susu.ru/ru/ university/project-5–100/road-map/university-target-model/ additional-elements (дата обращения: 18.07.2019).

14. Журнал Финансист. № 193. «Цифровая трансформация в высшем образовании» (01.06.2019) [Электронный ресурс]. URL: https://tinyurl.com/y3n8desw (дата обращения: 18.07.2019).

15. НГУ выходит на глобальный рынок онлайн-образования (15.09.2015) [Электронный ресурс]. URL: https://nsu.ru/cd5cacd528a379b5aeafdb190d2f8f7c (дата обращения: 18.07.2019).

16. Получить знания онлайн (13.10.2014) [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsu.ru/news/poluchit_znaniya_ onlayn/?sphrase_id=208681 (дата обращения: 18.07.2019).

17. Онлайн-обучение в СПб ГЭТ У « ЛЭТИ » [Электронный ресурс]. URL: https://etu.ru/ru/on-line-obuchenie/ (дата обращения: 18.07.2019).

18. В ТПУ обсудили, как изменится система электронного обучения в вузе в 2018 году (22.11.2017) [Электронный ресурс]. URL: https://news.tpu.ru/news/2017/11/11/27964/ (дата обращения: 18.07.2019).

19. Университет ИТМО стал партнером европейской образовательной онлайн-платформы Iversity (05.07.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://news.ifmo.ru/ru/education/cooperation/news/6790/ (дата обращения: 18.07.2019).

20. Онлайн-курсы ТюмГУ появятся на Национальной платформе «Открытое образование» (19.12.2017) [Электронный ресурс]. URL: https://www.utmn.ru/presse/novosti/obrazovanie/473799/ (дата обращения: 18.07.2019).

21. Бла годаря он ла й нку рса м л у чшие пре подаватели будут доступны широкой аудитории (20.04.2015) [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/news/edu/148622527.html (дата обращения: 18.07.2019).

22. Открытый курс «Электричество и магнетизм» от МФТИ на Coursera. (20.03.2014) [Электронный ресурс]. URL: https://mipt.ru/about/departments/liot/coursera.php?sphrase_id=306807 (дата обращения: 18.07.2019).

23. Сотрудничество компании Coursera с МГИМО (14.03.2016) [Электронный ресурс]. URL: https://mgimo.ru/about/news/departments/sotrudnichestvo-coursera/?sphrase_ id=21933709 (дата обращения: 18.07.2019).

24. НИЯУ МИФИ стал членом Национальной платформы «Открытое образование»» (09.01.2019) [Электронный ресу рс ]. URL: https://mephi.ru/content/news/1387/129823/?sphrase_id=12514220 (дата обращения: 18.07.2019).

25. Около 25 тыс. человек записались на бесплатные онлайн-курсы МГУ (29.08.2016) [Электронный ресурс]. URL: https://www.msu.ru/press/smiaboutmsu/okolo-25-tys-chelovek-zapisalis-na-besplatnye-onlayn-kursy-mgu.html (дата обращения: 18.07.2019).

26. Сможет ли заменить on-line-образование традиционные университеты обсуждали на конференции «EdCrunch» в НИТУ «МИСиС» (22.11.2014) [Элек тронный ресурс]. URL: https://misis.ru/university/news/education/2014–10/2165/ (дата обращения: 18.07.2019).

27. Онлайн-курсы СПбГУ [Электронный ресурс]. URL: https://spbu.ru/universitet/onlayn-kursy-spbgu (дата обращения: 18.07.2019).

28. Директор института технологий открытого образования Александр Карасик: «Онлайн-обучение качественнее и доступнее, чем заочное» (25.03.2015) [Электронный ресурс]. URL: https://urfu.ru/ru/applicant/intervju-s-direktorami-institutov/itoo/ (дата обращения: 18.07.2019).

29. Массовые открытые онлайн курсы [Электронный ресурс]. URL: https://www.kantiana.ru/5-100/mook/ (дата обращения: 18.07.2019).

30. МПГУ разместил на «Универсариуме» бесплатные курсы ДПО для учителей русского языка и литературы, математики и физики (05.10.2016) [Электронный ресурс]. URL: http://mpgu.su/novosti/mpgu-razmestil-na-universariume-besplatnyie-kursyi-dpo-dlya-uchiteley-russkogo-yazyika-i-literatury-i-matematiki-i-fiziki/ (дата обращения: 18.07.2019).

31. IV расширенное заседание Совета по русскому языку при Правительстве РФ (15.12.2014) [Электронный ресурс]. URL: https://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=74 (дата обращения: 18.07.2019).

32. Лучшие лекции преподавателей ДВФУ отобраны экспертами для проекта «Универсариум» (20.02.2015) [Электронный ресурс]. URL: https://www.dvfu.ru/news/fefu-news/lucsie-lekcii-prepodavatelej-dvfu-otobrany-ekspertamidla-proekta-universarium/?sphrase_id=1010000 (дата обращения: 18.07.2019).

33. МихаилПогосян–СМИ:«Онлайн обучение – это в какой-то степени социальный лифт» (21.06.2017) [Электронный ресурс]. URL: https:// mai.ru/press/news/detail.php? ID=81893 (дата обращения: 18.07.2019).

34. Ученый совет принял решение о создании инновационных институтов (6.03.2018) [Электронный ресурс]. URL: https://www.sechenov.ru/pressroom/news/uchenyy-sovet-prinyal-reshenie-o-sozdanii-innovatsionnykh-institutov-/?sphrase_id=844206 (дата обращения: 18.07.2019).

35. Создана Национальная платформа открытого педагогического образования (15.02.2018) [Электронный ресурс]. URL: https://mgppu.ru/news/5431 (дата обращения: 18.07.2019).

36. Образование будущего (14.11.2018) [Электронный ресурс]. URL: https://www.mgpu.ru/obrazovaniebudushhego/ (дата обращения: 18.07.2019).

37. Cooper S. MOOCs: Disrupting the University or Business as Usual? // Arena Journal. 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://arena.org.au/moocs-disrupting-the-university-or-business-as-usual/ (дата обращения: 18.07.2019).

38. Оценка качества онлайн-курсов [Электронный ресурс]. URL: http://neorusedu.ru/activity/otsenka-kachestvaonlayn-kursov (дата обращения: 18.07.2019).

39. Nesterko S. O. et al. Evaluating the geographic data in MOOCs // Neural information processing systems. 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://nesterko.com/files/papers/nips2013-nesterko.pdf (дата обращения: 18.07.2019).

40. Kaplan A. M., Haenlein M. Higher education and the digital revolution: About MOOCs, SPOCs, social media, and the Cookie Monster // Business Horizons. 2016. № 4 (59). C. 441–450. doi.org/10.1016/j.bushor.2016.03.008

41. Семенова Т. В., Вилкова К. А. Вклад характеристик участников МООК в формирование уровня удовлетворенности курсом // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019 (в печати).

42. Are MOOCs going to disappear? 4 Challenges to Overcome. Laurie Pickard. Nov, 2018, [Электронный ресурс]. URL: https://www.classcentral.com/report/are-moocsgoing-to-disappear-4-challenges-to-overcome/ (дата обращения: 18.07.2019).

43. Nagasampige M., Subbaiah G. D., Nagasampige K. MOOCs in Indian University Education System A Study on Awareness and Motivationamong Students and Teachers o fIndian Universities.[Электронный ресурс]. URL: http://www.scdl.net/InternationalConference/PDFS/DigitalProceeding/T-Dr%20manojkumar%20nagasampege%20Gayatri%20Devi%20Full%20Paper.pdf (дата обращения: 18.07.2019).

44. Aboshady O. A. et al. Perception and use of massive open online courses among medical students in a developing country: multicentre cross-sectional study // BMJ open. 2015. Т. 5. № . 1. [Электронный ресурс]. URL: https://bmjopen.bmj.com/content/bmjopen/5/1/e006804.full.pdf(дата обращения: 18.07.2019). doi.org/10.1136/bmjopen-2014-006804

45. Ichou R. P. Can MOOCs reduce global inequality in education? //Australasian Marketing Journal (AMJ). 2018. Т. 26. № . 2. С. 116–120. doi.org/10.1016/j.ausmj.2018.05.007

46. Liyanagunawardena T. R., Williams S., Adams A. A. The impact and reach of MOOCs: a developing countries’ perspective// eLearning Papers. 2014. C. 38–46.

47. Introducing Coursera Learning Hubs: Global Participation, Local Access and Support! October 31, 2013, [Электронный ресурс]. URL: https://blog.coursera.org/introducing-coursera-learning-hubs-global/ (дата обращения: 18.07.2019).

48. Dellarocas C., Van Alstyne M. W. Money models for MOOCs // Communications of the ACM, August. 2013. Т. 56. № 8. С. 25–28. doi.org/10.1145/2492007.2492017

49. Liyanagunawardena T. R., Lundqvist K. O., Williams S. A. Massive open online courses and economic sustainability // European Journal of Open, Distance and E-learning. 2015. Т. 18. № . 2. С. 95–111. doi.org/10.1515/eurodl-2015-0015

50. Altbach P. G. MOOCs as neocolonialism: who controls knowledge? International Higher Education. 2014. № 75. С. 5–7. doi.org/10.6017/ihe.2014.75.5426

51. 263 Million Children and Youth Are Out of School. 15/07/2016 [Электронный ресурс]. URL: http://uis.unesco.org/en/news/263-million-children-and-youth-are-out-school (дата обращения: 18.07.2019).

52. About one-fifth of adults globally have no formal schooling. David Masci. JANUARY 11, 2017 [Электронный ресу рс]. UR L: http://www.pewresearch.org/fact-tank/2017/01/11/about-one-fifth-of-adults-globally-have-no-formal-schooling/ (дата обращения: 18.07.2019).

53. Семенова Т. В., Рудакова Л. М. Барьеры при прохождении массовых открытых онлайн-курсов// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 3. С. 36–48. doi.org/10.14515/monitoring.2015.3.04

54. González A. M., Rodríguez F. A. Enabling MOOCs’ Usage to Mild and Moderate Intellectual Disabled Users: An Approach to Enhance Mobile Interfaces // User-Centered Design Strategies for Massive Open Online Courses (MOOCs). IGI Global, 2016. С. 157–175.

55. Iniesto F., McAndrew P., Minocha S., & Coughlan T. An investigation into the perspectives of providers and learners on MOOC accessibility. In J. M. Dodero, M. S. Ibarra Sáiz, & I. Ruiz Rube (Eds.), Fifth International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturalit y (TEEM’17) (Cádiz, Spain, October 18–20, 2017). New York, NY, USA: ACM. doi:10.1145/3144826.3145442

56. Martin J. L., Amado-Salvatierra H. R., Hilera J. R. MOOCs for all: Evaluating the accessibility of top MOOC platforms // International Journal of Engineering Education. 2016. Т. 32. № . 5. С. 2274–2283. (дата обращения: 18.07.2019).

57. Sanchez-Gordon S., Luján-Mora S. How could MOOCs become accessible? The case of edX and the future of inclusive online learning // Journal of Universal Computer Science. 2016. Т. 22. № . 1. С. 55–81.

58. Iniesto F., Rodrigo C. Accessibility assessment of MOOC platforms in Spanish: UNED COMA, COLMENIA and Miriada X //2014 International Symposium on Computers in Education (SIIE). IEEE, 2014. С. 169–172. doi.org/10.1109/siie.2014.7017724

59. Iniesto F. et al. Accessibility of MOOCs: Understanding the Provider Perspective. Journal of Interactive Media in Education. 2016(1): 20. С. 1–10. http://dx.doi.org/10.5334/jime.430

60. Universit y May Remove Online Content to Avoid Disability Law. Scott Jaschik. September 20, 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www. insidehighered.com/news/2016/09/20/berkeley-may-removefree-online-content-rather-complying-disability-law (дата обращения: 18.07.2019).

61. Burgstahler S. ADA Compliance for Online Course Design //Educause Review, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://er.educause.edu/articles/2017/1/ada-compliance-for-online-course-design

62. U. S. Law Forces Coursera To Ban Students In Syria, Iran, Cuba, and Sudan [Электронный ресурс]. URL: https://www.fastcompany.com/3025776/us-law-forces-coursera-toban-students-in-syria-iran-cuba-and-sudan (дата обращения: 18.07.2019).

63. Rutter R., Roper S., Lettice F. Social media interaction, the university brand and recruitment performance //Journal of Business Research. 2016. Т. 69. № . 8. С. 3096–3104. doi.org/10.1016/j.jbusres.2016.01.025

64. Аналитический обзор по электронному и онлайнобучению в ТГУ [Электронный ресурс]. URL: https://ido.tsu.ru/science/projects/proj2018/report17-18.pdf (дата обращения: 18.07.2019).

65. Watkins B. A., Gonzenbach W. J. Assessing university brand personality through logos: An analysis of the use of academics and athletics in university branding //Journal of Marketing for Higher Education. 2013. Т. 23. № . 1. С. 15–33. doi.org/10.1080/08841241.2013.805709

66. Chapman S. A. et al. A strategy for monitoring and evaluating massive open online courses // Evaluation and program planning. 2016. Т. 57. С. 55–63. doi.org/10.1016/j.evalprogplan.2016.04.006

67. Ulrich C., Nedelcu A. MOOCs in Our University: Hopes and Worries // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. № 180. C. 1541–1547. doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.304

68. Bruhn E. Towards a Framework for Virtual Internationalization //International Journal of E-Learning & Distance Education. 2017. Т. 32. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1159898.pdf (дата обращения: 18.07.2019).

69. Krause S. D. After the Invasion: What’s Next for MOOCs? // Invasion of the MOOCs: The promise and perils of massive open online courses. Parlor Press, 2014. C. 223–228.

70. Век живи – век учись: непрерывное образование в России / И. А. Коршунов, О. С. Гапонова, В. М. Пешкова; под ред. И. Д. Фрумина, И. А. Коршунова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. doi.org/10.17323/978-5-7598-1779-6

71. Czerniewicz L. et al. Developing world MOOCs: A curriculum view of the MOOC landscape //Journal of Global Literacies, Technologies, and Emerging Pedagogies 2014. Т. 2. № 3. C. 122–139.

72. Бабанская О. М., Захарова У. С., Можаева Г. В. Модель организации онлайн-обучения на основе МООК и его интеграция в систему непрерывного образования: опыт ТГУ // Университет XXI века в системе непрерывного образования. 2016. С. 45–51.

73. Breslow L. at al. Studying Learning in the Worldwide Classroom Research into edX’s First MOOC // Research & Practice in Assessment. 2013. (8). C. 13–25.

74. Массовые открытые онлайн курсы НИУ ВШЭ 2014–2015. Москва, 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2015/12/21/1132915627/MOOCs_HSE%202014-2015.pdf (дата обращения: 18.07.2019).

75. Abeer W., Miri B. Students’ Preferences and Views about Learning in a MOOC // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. (152). C. 318–323. doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.09.203

76. Boal H. M.C., Stallivieri L. The Influence of Massive Online Open Courses (MOOCs) on The Internationalization Process of Higher Education // Optimizing Higher Education for the Professional Student: A balance of flexibility, quality and cultural sensitivity. 2005. C. 21–38.

77. The world’s largest ranking of countries and regions by English skill, available at: https://www.ef.com/wwen/epi/ (дата обращения: 18.07.2019).

78. Уровен ь владен и я англ ийск им язы ком: Россия [Электронный ресурс]. URL: https://www.ef.ru/epi/regions/europe/russia/?fbclid=IwAR2rm7Qdp-uW4bDXM-8y1jzKFksVUqJ1K_cB2WYWkC-Ob5FAgpWNRXblb0Q (дата обращения: 18.07.2019).

79. de Waard I. et al. Challenges for conceptualising EU MOOC for vulnerable learner groups //Proceedings of the European MOOC Stakeholder Summit 2014. 2014. С. 33–42.

80. Zakharova U. S. Online Course Production and University Internationalization: Correlation Analysis // European MOOCs Stakeholders Summit. – Springer, Cham, 2019. С. 102–107. doi.org/10.1007/978-3-030-19875-6_12

81. Прогресс на онлайн-курсах поможет абитуриентам поступить в ТГУ (5.07.2019) [Электронный ресурс]. URL: http://abiturient.tsu.ru/ru/node/455 (дата обращения: 18.07.2019).

82. A new International Master’s Degree in Biodiversity at Tomsk State University, Russia [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/316922252_A_new_International_Master’s_Degree_in_Biodiversity_at_Tomsk_State_University_Russi (дата обращения: 18.07.2019).

83. Quinn B. J. Mining the MOOC: HR Looks to Online Courses to Recruit and Retain Talent [Электронный ресурс]. URL: https://www.ericagolden.com/blog/2015/12/20 (дата обращения: 09.09.2018).

84. General Data Protection Regulation (GDPR) [Электронный ресурс]. URL: https://learner.coursera.help/hc/en-us/articles/360001842031-General-Data-ProtectionRegulation-GDPR (дата обращения: 18.07.2019).

85. Privacy Policy [Электронный ресурс]. URL: https://www.edx.org/edx-privacy-policy#section-information-usage (дата обращения: 18.07.2019).

86. Burd E. L., Smith S. P., Reisman S. Exploring Business Models for MOOCs in Higher Education // Innovative Higher Education. 2014. № 1 (40). C. 37–49. doi.org/10.1007/s10755-014-9297-0

87. Sharrock G. Making sense of the MOOCs debate // Journal of Higher Education Policy and Management. 2015. № 5 (37). C. 597–609. doi.org/10.1080/1360080x.2015.1079399

88. Захарова У., Танасенко К. МООК в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей // Вопросы образования. № 3. 2019. С. 176–202. doi.org/10.17323/1814-9545-2019-3-176-202

89. Margaryan A., Bianco M., Littlejohn A. Instructional quality of massive open online courses (MOOCs) //Computers & Education. 2015. Т. 80. С. 77–83. doi.org/10.1016/j.compedu.2014.08.005

90. Kizilcec R. F. et al. Closing global achievement gaps in MOOCs //Science. 2017. Т. 355. № 6322. С. 251–252. https:// doi.org/10.1126/science.aag2063

91. Siemens G. Learning analytics: The emergence of a discipline //American Behavioral Scientist. 2013. Т. 57. № 10. С. 1380–1400. doi.org/10.1177/0002764213498851

92. Arroway P. et al. Learning analytics in higher education [Электронный ресурс]. URL: https://library.educause.edu/~/media/files/library/2016/2/ers1504la

93. Центр психометрических исследований в онлайнобразовании НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. URL: https://elearning.hse.ru/psychometrics (дата обращения: 18.07.2019).

94. Разработка и внедрение методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов: электронный справочник [Электронный ресурс]. URL: https://elearning.hse.ru/psychometrics/handbook (дата обращения: 18.07.2019).

95. ВШЭ запустила сервис психометрической аналитики онлайн-курсов. 2 октября, 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://elearning.hse.ru/news/225050630.html (дата обращения: 18.07.2019).

96. Literat I. Implications of massive open online courses for higher education: mitigating or reifying educational inequities? // Higher Education Research and Development. 2015. № 6 (34). C. 1164–1177. doi.org/10.1080/07294360.2015.1024624

97. Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности //Высшее образование сегодня. 2014. № . 8. С. 8–13.

98. Bowen W. G. и др. Interactive learning online at public universities: evidence from randomized trials. 2012. 53 c. doi.org/10.1002/pam.21728

99. Лекции переносят в онлайн-аудиторию // Газета «Коммерсантъ» № 179 от 02.10.2018, с. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3758336 (дата обращения: 18.07.2019).

100. Voss B. What Campus Leaders Need to Know about MOOCs. An EDUCAUSE Executive Briefing. 2012. 3 c. [Электронный ресурс]. URL: https://library.educause.edu/resources/2012/12/what-campus-leaders-need-to-know-aboutmoocs (дата обращения: 18.07.2019).

101. Do’s & Don’ts For MOOCs & SPOCs. Best practices for developing Massive Open Online Courses and Small Private Online Courses. Edited by Lorri Freifeld [Электронный ресурс]. URL: https://trainingmag.com/trgmag-article/do%E2%80%99s-don%E2%80%99ts-moocs-spocs(дата обращения: 18.07.2019).

102. Вуз первым в России аккредитовал программы с онлайн-курсами (20 марта 2019) [Электронный ресурс]. URL: https://urfu.ru/ru/news/26498 (дата обращения: 18.07.2019).

103. Сетевое взаимодействие университетов с использованием MOOCs [Электронный ресурс]. URL: https://elearning.hse.ru/network/themain (дата обращения: 18.07.2019).

104. Модели и технологии интеграции онлайн-курсов в основные образовательные программы [Электронный ресурс]. URL: https://pro-online.tsu.ru/edu/specialist/pk_detail.php?ID=557 (дата обращения: 18.07.2019).

105. Кузьминов Я. И. Вызовы и перспективы развития университетов в России. Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 22 (4). С. 5–8.

106. Третьяков В. С., Ларионова В. А. Открытые онлайнкурсы как инструмент модернизации образовательной деятельности в вузе // Высшее образование в России. 2016. № 7. С. 60.

107. Survey of College Plans for MOOCS. Primary Research Group Inc, 2013. 62 с.

108. Hollands F. M., Tirthali D. Resource requirements and costs of developing and delivering MOOCs // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2014. Т. 15. № 5. doi.org/10.19173/irrodl.v15i5.1901

109. How edX Plans to Earn, and Share, Revenue From Its Free Online Courses. By Steve Kolowich FEBRUARY 21, 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://www.chronicle.com/article/How-edX-Plans-to-Earn-and/137433 (дата обращения: 18.07.2019).

110. Открытое образование: Партнерская программа для вузов России [Электронный ресурс]. URL: https://cdn.openedu.ru/f1367c/Partner_program_2906.pdf (дата обращения: 18.07.2019).

111. Что МООК грядущий нам готовит. Алёна Литвиненко. 20 сентября 2018. Наука в Сибири: издание Сибирского отделения Российской академии наук [Электронный ресурс]. URL: http://www.sbras.info/articles/education/chto-mook-gryadushchii-nam-gotovit (дата обращения: 18.07.2019).

112. Студия самозаписи OneButton // Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. URL: https://elearning.hse.ru/onebutton (дата обращения: 18.07.2019).

113. Фонд развития онлайн-обучения [Электронный ресурс]. URL: https://eldf.ru/ (дата обращения: 18.07.2019).

114. Онлайн-курс: Я тренер [Электронный ресурс]. URL: https://willbecoach.com (дата обращения: 18.07.2019).

115. Contemporary combinatorics: Online Master’s program in English. Phystech School of Applied Mathematics and Informatics [Электронный ресурс]. URL: https://combmipt.ru/ (дата обращения: 18.08.2019).

116. Shah D. MOOCs finds their audience: professional learners and universities, [Электронный ресурс]. URL: https://www.edsurge.com/news/2017-07-06-moocs-find-their-audience-professional-learners-and-universities (дата обращения: 18.07.2019).

117. Jia Y. et al. Towards economic models for MOOC pricing strategy design //International Conference on Database Systems for Advanced Applications. – Springer, Cham, 2017. С. 387–398. doi.org/10.1007/978-3-319-55705-2_31

118. Reich J., Ruipérez-Valiente J. A. The MOOC pivot // Science. 2019. Т. 363. № 6423. С. 130–131. doi.org/10.1126/science.aav7958

119. Rosendale J. A. Gauging the value of MOOCs: An examination of American employers’ perceptions toward higher education change, Higher Education, Skills and Work-Based Learning, 2017. Т. 7. Issue: 2. С. 141–154. doi.org/10.1108/HESWBL-09-2016-0065

120. Liu Z. et al. MOOC Learner Behaviors by Country and Culture; an Exploratory Analysis // EDM. 2016. Т. 16. С. 127–134.

121. Соперничество на пользу: как зарабатывать на онлайн-образовании (Ирина Шашкина). [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/339659sopernichestvo-na-polzu-kak-zarabatyvat-na-onlayn-obrazovanii (дата обращения: 18.07.2019).

122. Tele2 и СберТех – первые клиенты «Coursera для бизнеса» [Электронный ресурс]. URL: https://tinyurl.com/y4mkre2o (дата обращения: 18.07.2019).

123. Сетевое взаимодействие вузов при внедрении онлайн-курсов в учебные планы образовательной программы. НИУ ВШЭ. Москва, 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://tinyurl.com/y4te5fnn (дата обращения: 18.07.2019).

124. Krone B. Arthur C. Clarke’s Philosophy for the 21st Century // Journal of Space Philosophy. 2014. Т. 3. № 1.


Рецензия

Для цитирования:


Захарова У.С. Производство МООК в университете: цели, достижения, барьеры. Университетское управление: практика и анализ. 2019;23(4):46-68. https://doi.org/10.15826/umpa.2019.04.028

For citation:


Zakharova U.S. MOOC Production within the University: Aims, Achievements, Barriers. University Management: Practice and Analysis. 2019;23(4):46-68. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2019.04.028

Просмотров: 2735


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)