ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА
https://doi.org/10.15826/umpa.2019.03.022
Аннотация
Обзор посвящен опыту других стран по организации и реформированию национальной системы оценки качества образования. Многие страны за последние десятилетия не только с нуля разработали систему оценки качества образования, но и успели ее реформировать под влиянием дискуссий о том, какие меры могут действительно способствовать развитию качества образования. Вобзоре представленыкак кейсыстран, известных давней историей оценки качества (Англия или США), так и кейсы, которые под влиянием внешних причин почти с нуля выстроили модель оценки качества. Мировой опыт отражается в трех основных тенденциях. Во-первых, страны или существенно изменяют формат аккредитации, или отказываются от него вовсе. Среди экспертов сформировался консенсус, что целью системы оценки должно быть улучшение качества образования, для чего формат аккредитации не подходит, так как главным образом связан с соответствием минимальным стандартам. Во-вторых, все больше экспертов видят необходимым введение аудита качества, формат которого направлен на оценку способности университета самостоятельно поддерживать высокие стандарты качества образования. В-третьих, признается важным отказ от единой оценки университетов, так как она приводит к уменьшению разнообразия системы образования. Система оценки должна учитывать специфику университета – дифференцированная система образования позволяет лучше отвечать запросам рынка труда, потребностям студентов и общества. Сама идея создания единых стандартов качества за пределами России и нескольких стран Восточной Европы не только не получила большого распространения, но и активно критикуется. Все эти тенденции позволяют сделать вывод о том, что на сегодняшний момент система оценки качества образования российских вузов не отвечает мировой практике. В этой связи опыт других стран по организации национальной системы оценки качества образования видится особенно актуальным для контекста российского высшего образования.
Ключевые слова
Об авторе
К. С. ГубаРоссия
Губа Катерина Сергеевна – кандидат социологических наук, директор
8-931-306-7221
Список литературы
1. Frazer M. Report on the Modalities of External Evaluation of Higher Education in Europe, Higher Education in Europe, 1997, vol. 22, no. 3, pp. 349–401. doi.org/10.1080/0379772970220308
2. Bernhard A. Quality Assurance in an International Higher Education Area: A Case Study Approach and Comparative Analysis. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2012. 294 p.
3. Harvey L., Newton J. Transforming Quality Evaluation: Moving On In D. F. Westerheijden, B. Stensaker, M. J. Rosa (Eds.), Quality Assurance in Higher Education: Trends in Regulation, Translation and Transformation (pp. 225–247). Dordrecht: Springer, 2007. doi. org/10.1007/978-1-4020-6012-0_9
4. Губа К., Макеева А., Соколов М., Цивинская А. Как работает Рособрнадзор: анализ открытых данных о контрольно-надзорной деятельности в сфере высшего образования. СПб: ЦИАНО ЕУСПб, 2018. 24 c.
5. Langfeldt L., Stensaker B., Harvey L., Huisman J., Westerheijden D. F. The Role of Peer Review in Norwegian Quality Assurance: Potential Consequences for Excellence and Diversity, Higher Education, 2010, vol. 59, no. 4, pp. 391–405. doi.org/10.1007/s10734-009-9255-4
6. Capano G. The Re-regulation of the Italian University System through Quality Assurance. A Mechanistic Perspective, Policy and Society, 2017, vol. 33, no. 3, pp. 199–213. doi.org/10.1016/j.polsoc.2014.08.001
7. Billing D. International Comparisons and Trends in External Quality Assurance of Higher Education: Com monalit y or Diversit y? Higher Education, 2004, vol. 47, no 1, pp. 113–137. doi.org/10.1023/b: high.0000009804.31230.5e
8. Harman G. The Management of Quality Assurance: A Review of International Practice, Higher Education Quarterly, 1998, vol. 52, no. 4, pp. 345–364. doi. org/10.1111/1468–2273.00104
9. Westerheijden D. States and Europe and Quality of Higher Education In D. F. Westerheijden, B. Stensaker, M. J. Rosa (Eds.), Quality Assurance in Higher Education: Trends in Regulation, Translation and Transformation (pp. 73–99). Dordrecht: Springer, 2007. doi. org/10.1007/978-1-4020-6012-0_3
10. Jeliazkova M., Westerheijden D. F. Systemic Adaptation to a Changing Environment: Towards a Next Generation of Quality Assurance Models, Higher Education, 2002, vol. 44, no. 3/4, pp. 433–448. doi.org/10.1023/A:1019834105675
11. Massy W. Education Quality Audit as Applied in Hong Kong In D. Dill, M. Beerkens (Eds.), Public Policy for Academic Quality: Analyses of Innovative Policy Instruments (pp. 203–227). Dordrecht, London: Springer, 2010.
12. Kehm B. The German System of Accreditation In D. Dill, M. Beerkens (Eds.), Public Policy for Academic Quality: Analyses of Innovative Policy Instruments (pp. 227–249). Dordrecht, London: Springer, 2010. doi.org/10.1007/978-90-481-3754-1_12
13. Stensaker B., Harvey L. Old Wine in New Bottles? A Comparison of Public and Private Accreditation Schemes in Higher Education, Higher Education Policy, 2006, vol. 19, no. 1, pp. 65–85. doi.org/10.1057/palgrave.hep.8300110
14. Tomusk V. Open World and Closed Societies: Essays on Higher Education Policies in Transition. Palgrave Macmillan, 2016. 241 p.
15. Hsieh C., Huisman J. Higher Education Policy Change in the European Higher Education Area: Divergence of Quality Assurance Systems in England and the Netherlands, Research Papers in Education, 2016, vol. 32, no. 1, pp. 71–83. doi.org/10.1080/02671522.2015.1129645
16. Williams G. Subject Benchmarking in the UK In D. Dill, M. Beerkens (Eds.), Public Policy for Academic Quality: Analyses of Innovative Policy Instruments (pp. 157–183). Dordrecht, London: Springer, 2010. doi. org/10.1007/978-90-481-3754-1_9
17. Dill D., Beerkens M. Public Policy for Academic Quality: Analyses of Innovative Policy Instruments. Dordrecht, London: Springer, 2010. 335 p.
18. El-Khawas E. The Teacher Education Accreditation Council (TEAC) in the USA In D. Dill, M. Beerkens (Eds.), Public Policy for Academic Quality: Analyses of Innovative Policy Instruments (pp. 37–61). Dordrecht, London: Springer, 2010. doi.org/10.1007/978-90-481-3754-1_3
19. Brittingham B. Accreditation in the United States: How did We Get to Where We are? New Directions for Higher Education, 2009, vol. 145, pp. 7–27. doi.org/10.1002/he.331
20. Ewell P. The US National Survey of Student Engagement (NSSE) In D. Dill, M. Beerkens (Eds.), Public Policy for Academic Quality: Analyses of Innovative Policy Instruments (pp. 83–99). Dordrecht, London: Springer, 2010. doi.org/10.1007/978-90-481-3754-1_5
21. Schwartzman S. The National Assessment of Courses in Brazil In D. Dill, M. Beerkens (Eds.), Public Policy for Academic Quality: Analyses of Innovative Policy Instruments (pp. 293–313). Dordrecht, London: Springer, 2010. doi.org/10.1007/978-90-481-3754-1_15
22. Lemaitre M., Maturana M., Zenteno E., Alvarado A. Institutional Management and Quality Audit: the Experience in Chile In M. Shah, C. S. Nair (Eds.), External Quality Audit: Has It Improved Quality Assurance in Universities? (pp. 209–220). Oxford: Chandos Publication, 2013. doi.org/10.1016/b978-1-84334-676-0.50014–5
23. Liu S., Liu J. Quality Assurance in Chinese Higher Education In M. Shah, N. Quen. (Eds.), The Rise of Quality Assurance in Asian Higher Education (pp. 15–33). Oxford: Chandos Publication, 2017. doi.org/10.1016/ b978-0-08-100553-8.00001-x
24. Rebora G., Turri M. Critical Factors in the Use of Evaluation in Italian Universities, Higher Education, 2011, vo. 61, no. 5, pp. 531–544. doi.org/10.1007/s10734-010-9347-1
25. Van Vught, F. A., Westerheijden D. F. Towards a General Model of Quality Assessment in Higher Education, Higher Education, 1994, vol. 28, no. 3, pp. 355–371. doi. org/10.1007/bf01383722
26. Blackmur D. The Public Regulation of Higher Education Qualities: Rationale, Processes, and Outcomes In D. F. Westerheijden, B. Stensaker, M. J. Rosa (Eds.), Quality Assurance in Higher Education: Trends in Regulation, Translation and Transformation (pp. 15–47). Dordrecht: Springer, 2007. doi.org/10.1007/978-1-4020-6012-0_1
Рецензия
Для цитирования:
Губа К.С. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА. Университетское управление: практика и анализ. 2019;23(3):94-107. https://doi.org/10.15826/umpa.2019.03.022
For citation:
Guba K.S. QUALITY OF HIGHER EDUCATION: A REVIEW OF INTERNATIONAL PRACTICE. University Management: Practice and Analysis. 2019;23(3):94-107. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2019.03.022