Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

ИЗМЕРЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДАННЫМ ТЕКУЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ

https://doi.org/10.15826/umpa.2019.03.020

Полный текст:

Аннотация

Статья содержит исследование методов измерения сформированности компетенций студентов по данным текущей успеваемости. Проблема измерения сформированности компетенций связана с требованиями образовательных стандартов. Для решения этой проблемы нужны новые методы и технологии педагогических измерений, дополняющие традиционные оценки освоения учебных материалов. Анализируются результаты применения предлагаемых методов в масштабе вуза.

Для измерения сформированности компетенций предложено использовать оценки текущей успеваемости. Для этого каждая оценка связывается с некоторой компетенцией. Объединение результатов измерений сформированности одной компетенции при изучении разных дисциплин реализовано путем накопления всех оценок в единой базе данных с помощью соответствующих информационных технологий. Основой этой технологии является унифицированное описание учебных планов и оценочных средств по всем дисциплинам и видам учебной деятельности студентов. Предложенная методика и технология учета позволили собрать оценки студента по каждой компетенции и на этой основе предложить измерение сформированности компетенции. Для решенияметодических задач реализовано автоматизированное построение паспортов компетенций в рамках каждой образовательной программы. Информационная технология учета текущей успеваемости и посещаемости легла в основу мониторинга процесса формирования компетенций, оперативного управления работой студентов и преподавателей. Внедрение предложенных методов и технологий привело к появлению информационных средств измерения сформированности компетенций студентов, контроля выполнения требований образовательных стандартов, управления изменениями в методиках преподавания и процедурах оценивания.

Новизна предлагаемого метода заключается в связывании каждого педагогического измерения с соответствующей компетенцией и применении информационных технологий для решения задач управления процессом обучения.

Об авторе

В. В. Братищенко
Байкальский государственный университет
Россия

Братищенко Владимир Владимирович – кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и кибернетики

vbrat56@mail.ru



Список литературы

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsiinovaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya (дата обращения: 29.11.2018).

2. Байденко В. И. Компетентносный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие / В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114с.

3. Чернова Ю. К. Технология реализации компетентностного подхода при подготовке специалистов// Вектор науки ТГУ. № 1(1), 2010. С. 10–14. [Электронный ресурс]. URL: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/ site1238/html/media60239/2_Cernjva.pdf. (дата обращения: 01.10.2018).

4. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие. М.: Логос, 2002. 432с.

5. Гуськова М. В., Звонников В. И. Этапы развития эвалюации в образовании // Экономика образования. 2011. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/etapy-razvitiya-evalyuatsii-v-obrazovanii (дата обращения: 21.12.2018).

6. Богоудинова Р. З. Основные подходы к оцениванию результатов образовательной деятельности // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 22. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/osnovnye-podhody-k-otsenivaniyu-rezultatovobrazovatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 21.12.2018).

7. Третьякова Т. В. Педагогические измерения, их роль в оценивании качества образования // Вестник СВФУ. 2013. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-izmereniya-ihrol-v-otsenivanii-kachestva-obrazovaniya (дата обращения: 21.12.2018).

8. Цыганов Ш. И. Математические методы педагогических измерений // Вестник Башкирск. ун-та. 2009. № 3–1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/matematicheskie-metody-pedagogicheskihizmereniy (дата обращения: 21.12.2018).

9. Золотарева С. С. Оценивание профессиональных компетенций в процессе обучения студентов в педагогическом вузе // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/otsenivanie-professionalnyh-kompetentsiyv-protsesse-obucheniya-studentov-v-pedagogicheskomvuze (дата обращения: 29.11.2018).

10. Братищенко В. В. Модель с латентными параметрами для оценивания компетенций студентов по данным текущей успеваемости / В. В. Братищенко, К. А. Кешиков // Известия Байкальского государственного университета. 2016. Т. 26, № 5. С. 811–817. DOI: 10.17150/2500– 2759.2016.26(5).811–817.

11. Литвинов В. А., Баумтрог В. Э. Оценка сформированности компетенций обучающегося на основе его порт фолио // Современное образование. 2017. № 1. С. 88–98. DOI: 10.7256/2409–8736.2017.1.19386. [Электронный ресурс]. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_19386.html.

12. Кононова О. В., Садон Е. В., Якимова З. В. Методика оценки сформированности компетенций на уровне учебной дисциплины // Территория новых возможностей. 2013. № 5 (23). С. 76–87. [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-sformirovannostikompetentsiy-na-urovne-uchebnoy-distsipliny (дата обращения: 01.10.2018).

13. Дьякова Е. Б., Лазутина Д. В. Методические основы формирования и оценки компетенций студентов при реализации компетентностно-ориентированного образовательного процесса // Вестник ВолГУ. Серия 6: Университетское образование. 2013. № 14. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/metodicheskie-osnovy-formirovaniya-i-otsenkikompetentsiy-studentov-pri-realizatsii-kompetentnostnoorientirovannogo (дата обращения: 01.10.2018).

14. Катаев С. Г. Индикаторный метод оценивания компетенций / С. Г. Катаев, Ю. О. Лобода, А. А. Хомякова // Вестник ТГПУ. 2009. № 11. С. 70–73.

15. Братищенко В. В. Информационная образовательная среда Байкальского государственного университета / В. В. Братищенко // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8. № 1. DOI: 10.17150/2411–6262.2017.8(1).

16. Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. / Ю. М. Нейман, В. А. Хлебников – М.: Прометей, 2000. 168 с.

17. Родионов А. В. Модификация рейтинговой параметрической модели оценки латентных факторов для измерения уровня сформированности компетенций / А. В. Родионов // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. № 6 (98). С. 168–174. DOI: 10.17150/1993–3541.2014.24(6).168–174.


Для цитирования:


Братищенко В.В. ИЗМЕРЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДАННЫМ ТЕКУЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ. Университетское управление: практика и анализ. 2019;23(3):69-78. https://doi.org/10.15826/umpa.2019.03.020

For citation:


Bratischenko V.V. MEASURING STUDENTS’ COMPETENCES WITH THE HELP OF ACADEMIC PROGRESS. University Management: Practice and Analysis. 2019;23(3):69-78. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2019.03.020

Просмотров: 87


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)