Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

ДЕФИЦИТЫ И ПАРАДОКСЫ РЫНКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ: ЧТО МОЖНО ИЗМЕНИТЬ?

https://doi.org/10.15826/umpa.2019.01-2.014

Аннотация

Статья относиться к категории концептуальных, хотя в ней присутствуют признаки обзора. Рассматриваются проблемы экономики и управления организациями высшей школы в РФ. Цель статьи – предложить новые подходы как для понимания и объяснения неэффективности университетского менеджмента, так и для улучшения технологии организации учебного процесса. «Дефекты рынка» образовательных услуг рассматриваются авторами в рамках традиционной микроэкономики. Управленческие проблемы университетов также изучаются под углом зрения экономических отношений: количественных показателей деятельности вузов, факультетов и кафедр, и их влияния на распределения ресурсов (в первую очередь, ставок и учебной нагрузки). В ходе исследования был выявлен ряд дефицитов в управлении вузами, общих с бизнес-структурами, обусловленных сложившейся деловой культурой. Вместе с тем обнаружены три специфические особенности университетского менеджмента. Это во-первых, фактическое отсутствие «управленческой вертикали», во-вторых, использование «учебных часов» как универсального инструмента учета затрат и организации работы внутри университета, и в-третьих, убежденность персонала в том, что в университетах ничего, кроме размера зарплаты и объема учебной нагрузки преподавателей, менять не нужно. Главные ограничения для реализации предложенных в статье мер носят не законодательный и не экономический характер, а связаны с традиционным укладом университетской жизни и неприятием конкуренции в преподавательской среде. Предложено изменить процедуру составления расписания учебных занятий при одновременном изменении порядка исчисления учебной нагрузки. Такая простая мера запустит долгосрочный процесс оздоровления организационно-управленческих отношений в университетах. Статья объясняет истоки ряда проблем высшего образования и предлагает методы их решения. Выводы полезны как для руководителей университетов и их подразделений, так и для преподавателей и студентов.

Об авторах

А. П. Прохоров
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Россия

Прохоров Александр Петрович – кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и предпринимательства

150003, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14/2



В. Н. Блинов
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Блинов Владимир Николаевич – доктор биологических наук, профессор кафедры стратегического менеджмента и маркетинга

634050, г. Томск, пр. Ленина, 36



Список литературы

1. Другова Е. А., Блинов В. Н., Калачикова О. Н., Климова Т. В., Попова Е. В., Смирнова О. С. Скрытые и явные лидеры изменения в университетах. Обзор конференции «HR-ТРЕНД 2018.Партизаны перемен». Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5 (117). С. 111–117.

2. Петрова В. Н., Блинов В. Н. Современна я Российская практика управления организциями малого и среднего бизнеса: управленческие ошибки и организационные патологии. Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2018. № 44. С. 125–136.

3. Блинов В. Н., Кузьмина А. В. Спонтанная организационная культура в российском малом бизнесе не продуктивна. Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2016. № 3 (35). С. 196–205.

4. Кулебякина И. С., Блинов В. Н. Клиентная ориентация компаний малого бизнеса как отражение организационной культуры. Gaudeamus Igitur. 2016. № 4. С. 8–11.

5. Петрова В. Н., Блинов В. Н. Партнёрство в бизнесе: мировой опыт и российский парадокс. Вестник Томского государственного университета. 2015. № 392. С. 179–182.

6. Блинов В. Н., Лебедева Е. А., Капранова О. В., Валитова К. Р. HR-тренды в мировой и российской практике. Gaudeamus Igitur. 2016. № 4. С. 18–21.

7. Прохоров А. П. Русская модель управления. Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2011. 472 с.

8. Прохоров А. П. «Дефекты рынка» образовательных услуг». В сборнике материалов Всероссийской научно-методической конференции, посвященной 45-летию образования экономического факультета Ярославского госуниверситета им. П. Г. Демидова (6 октября 2016, Ярославль). Ярославль, ЯрГУ, 2016. С. 95–99.

9. Волков А., Чернышев С. Сколки завтрашней школы. Эксперт. 2008, № 27. С. 72.

10. Прохоров А. П. «Каковы перспективы отечественной системы образования?» «Атриум», № 6, февраль 2010. Тольяттинская академия управления, Тольятти. 54 с.

11. «Final Report». In: Martin K. Starr (ed). Global Competitiveness: getting the U.S. back on track / The American Assembly, Columbia University / New York, London: W. W. Norton&Co., 1988, p. 310.


Рецензия

Для цитирования:


Прохоров А.П., Блинов В.Н. ДЕФИЦИТЫ И ПАРАДОКСЫ РЫНКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ: ЧТО МОЖНО ИЗМЕНИТЬ? Университетское управление: практика и анализ. 2019;23(1-2):165-176. https://doi.org/10.15826/umpa.2019.01-2.014

For citation:


Prokhorov A.Р., Blinov V.N. Defciencies and Paradoxes of the Higher Education Market in Russia and its Organization in Russian Universities: What Can Be Changed? University Management: Practice and Analysis. 2019;23(1-2):165-176. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2019.01-2.014

Просмотров: 1078


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)