ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ВЫCШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Введение. Исследование посвящено изучению концептуальных подходов при построении современных систем эффективного менеджмента высших учебных заведений. Построение таких систем обусловлено трендом на реформирование государственного сектора, к которому преимущественно относится институт высшего образования. Превышение рабочей нагрузки в процессе проведения модернизации высшей школы вызвало значительное психо-эмоциональное напряжение работников разного уровня, что привело к появлению деформаций в их профессиональной деятельности. Материалы и методы. Анализ современных тенденций развития менеджмента показывает, что исходя из теории организационной справедливости успех в построении и реализации систем эффективного менеджмента в высших учебных заведениях определяется социально-психологическим состоянием работников, уровнем профессионализма, исключающем интеллектуальное и эмоциональное выгорание профессорско-преподавательского состава. В исследовании высказана гипотеза, что состояние организационной культуры университетов определяет соответствующий уровень профессионального (интеллектуального и эмоционального) выгорания профессорско-преподавательского состава, так как системный феномен «организационная культура» является синергетическим соединением отношений работников внутри организации в процессе совместной деятельности и их адаптационного потенциала к внешним воздействиям. Предложены диагностические шкалы отдельных характеристик организационной справедливости. Для оценки уровня отклонений, связанных с профессиональным (интеллектуальным и эмоциональным) выгоранием членов университетского сообщества, предложено использовать разность общекультурных векторов, относящихся к существующему настоящему и желаемому состояниям организационной культуры. Диагностика организационной культуры проводилась по методике OСAI К. Камерона и Р. Куинна. Эмпирические материалы получены в результате исследования, проведенного в 2016–2018 гг., в рамках которого было опрошено 386 респондентов из 18 университетов, представляющих 12 регионов Российской Федерации. Для сравнения использовались данные аналогичного исследования, проведенного в 2003 г. Результаты исследования. Показано, что деятельность рассматриваемых экспертных групп и возрастных когорт находится под значительным воздействием иерархической (бюрократической) организационной культуры (существующее настоящее состояние). В то же время общекультурные векторы желаемого состояния организационной культуры рассмотренных групп и когорт располагаются в поле клановой (семейной) организационной культуры. Этот результат качественно обуславливает объективные условия для появления профессионального (интеллектуального и эмоционального) выгорания членов университетского сообщества. Количественная оценка уровня профессионального выгорания как разности общекультурных векторов, относящихся к существующему настоящему и желаемому состояниям организационной культуры университета, показала: во-первых, нарастающую динамику уровня профессионального выгорания членов университетского сообщества (на протяжении 2003–2018 гг.); во-вторых, влияние возрастной специфики рассматриваемых когорт на величину профессионального (интеллектуального и эмоционального) выгорания. Обозначены условия, препятствующие построению справедливых систем эффективного менеджмента в российской высшей школе. Обсуждение и заключение. Новизна проведенного исследования состоит в рассмотрении влияния непреднамеренных воздействий систем менеджмента, являющихся объективными причинами интеллектуального и эмоционального выгорания членов университетского сообщества. Пренебрежение фактором интеллектуального и эмоционального выгорания профессорско-преподавательского состава чревато утратой им профессиональной идентичности, ведущей к снижению эффективности, деградации высшей школы. Материалы исследования могут быть полезны руководителям вузов в практической работе как научно-методические рекомендации по построению и реализации справедливых систем эффективного менеджмента, а также предприятий и организаций различного профиля.
Об авторах
О. Б. ТомилинРоссия
Томилин Олег Борисович – кандидат химических наук, доцент, заведующий кафедрой физической химии
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68
И. М. Фадеева
Россия
Фадеева Ирина Михайловна – доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68
О. О. Томилин
Россия
Томилин Олег Олегович – кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного и административного права
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68
Список литературы
1. Стедмен-Джоунз Д. Рождение неолиберальной политики. От Хайека и Фридмена до Рейгана и Тэтчер = Masters of the Universe: Hayek, Friedman, and the Birth of Neoliberal Politics. – Социум. М.: Мысль, 2017. 528 с.
2. Pollitt C., van Thiel, S. and Homburg V. New Public Management in Europe: Adaptations and Alternatives. Basingstoke: Palgrave MacMillan, 2007.
3. Broucker B. and De Wit K. New Public Management in Higher Education. / In Palgrave Handbook of Higher Education Policy and Governance, edited by J. Huisman, H. de Boer, D. Dill, and M. Souto-Otero, P. 57–75. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2015.
4. Decramer A., Smolders C., Vanderstraeten A. and Christiaens J. The Impact of Institutional Pressures on Employee Performance Management Systems in Higher Education in the Low Countries. British Journal of Management. 2012, vol.. 23 (S 1), pp.. 88–103.
5. Томилин О. Б., Фадеева И. М., Томилин О. О. Динамика изменений организационной культуры российских университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 2. С. 92–105.
6. Клюев А. К.. Томилин О. Б., Фадеева И. М., Томилин О. О. Управление университетом: итоги трансформации // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 1. С. 93–104.
7. Томилин О. Б., Фадеева И. М., Томилин О. О., Клюев А. К. Организационная культура российских университетов: ожидания и реалии. Высшее образование в России. 2018. № 1. С. 96–107.
8. Jones D. R., Patton D. An academic challenge to the entrepreneurial university: the spatial power of the «Slow Swimming Club». https://doi.org/10.1080/3079079.2018.1534093.
9. McCormac, J., Propper C., and Smith S. Herding Cats? Management and University Performance. The Economic Journal. 2014, vol. 124 (578), pp. 534–564.
10. Kallio K., and Kallio T. Management-By-Results and Performance Measurement in Universities – Implications for Work Motivation. Studies in Higher Education. 2014, vol 39 (4), pp. 574–589.
11. Ringelhan S., Wollersheim J. and Welpe I. Performance Management and Incentive Systems in Research Organizations: Effects, Limits and Opportunities.» In Incentives and Performance – Governance of Research Organizations, edited by I. Welpe, J. Wollersheim, S. Ringelhan, and M. Osterloh, Heidelberg: Springer, 2015, pp. 87–103.
12. Van Waeyenberg T., Decramer A., Desmidt S., and Audenaert M. The Relationship Between Employee Performance Management and Civil Servants’ Turnover Intentions: A Test of the Mediating Roles of System Satisfaction and Affective Commitment. Public Management Review. 2017. vol. 19 (6), pp. 747–764.
13. Ordóñez L. D., Schweitzer M. E., Galinsky A. D., and Bazerman M. H. Goals Gone Wild: The Systematic Side Effects of Overprescribing Goal Setting. The Academy of Management Perspectives. 2009, vol. 23 (1), pp. 6–16.
14. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008. 336 с.
15. Barkhuizen N., Rothmann S. and van de Vijver. F. J. R. Burnout and Work Engagement of Academics in Higher Education Institutions: Effects of Dispositional Optimism. Stress and Health. 2014, vol. 30 (4), pp. 322–332.
16. Demerouti E., Bakker A., Vardakou I. and Kantas A. The Convergent Validity of Two Burnout Instruments: A Multitrait-Multimethod Analysis. European Journal of Psychological Assessment. 2003, vol. 19 (1), pp. 12–23.
17. Watts J., and Robertson N. Burnout in University Teaching Staff: A Systematic Literature Review. Educational Research. 2011, vol. 53 (1), pp. 33–50.
18. Halbesleben J. R. B. and Buckley M. R. Burnout in Organizational Life. Journal of Management. 2004, vol. 30 (6), pp. 859–879.
19. Zhang K. L., Song J., Hackett R. D., and Bycio P. Cultural Boundary of Expectancy Theory-Based Performance Management: A Commentary on DeNisi and Pritchard’s Performance Improvement Model. Management and Organization Review. 2006, vol. 2 (2), pp. 279–294.
20. Bowen D. and Ostroff C. Understanding HRM–Firm Performance Linkages: The Role of the ‘Strength’ of the HRM System. Academy of Management Review. 2004, vol. 29 (2), pp. 203–221.
21. Greenberg J. A Taxonomy of Organizational Justice Theories. Academy of Management Review. 1987, vol.12 (1), pp. 9–22.
22. Brown M. and Benson J. Rated to Exhaustion? Reactions to Performance Appraisal Processes. Industrial Relations Journal. 2003, vol. 34 (1), pp. 67–81.
23. Katou A. Justice, Trust and Employee Reactions: An Empirical Examination of the HRM System. Management Research Review. 2013, vol. 36 (7), pp. 674–699.
24. Colquitt J. A., Conlon D. E., Wesson M. J., Porter C. O. L. H. and Ng K. Y. Justice at the Millennium: A MetaAnalytic Review of 25 Years of Organizational Justice Research. Journal of Applied Psychology. 2001, vol. 86 (3), pp. 425–445.
25. Heffernan M. and Dundon T. Cross-Level Effects of High-Performance Work Systems (HPWS) and Employee WellBeing: The Mediating Effect of Organisational Justice. Human Resource Management Journal. 2016, vol. 26 (2), pp. 211–231.
26. Sousa C., De Nijs W. and Hendriks P. Secrets of the Beehive: Performance Management in University Research Organizations. Human Relations. 2010, vol.63 (9), pp. 1439–1460.
27. Kroon B., Van de Voorde K., and Van Veldhoven, M. Cross-Level Effects of High Performance Work Practices on Burnout: Two Counteracting Mediating Mechanisms Compared. Personnel Review. 2009, vol. 38 (5), pp. 509–525.
28. Noblet A. J. and Rodwell, J. J. Integrating Job Stress and Social Exchange Theories to Predict Employee Strain in Reformed Public Sector Contexts. Journal of Public Administration Research and Theory. 2008, vol. 19 (3), pp. 555–578.
29. Moliner C., Martínez-Tur V., Ramos J., Peiró J. M. and Cropanzano R. Organizational Justice and Extrarole Customer Service: The Mediating Role of Well-Being at Work. European Journal of Work and Organizational Psychology. 2008, vol.17 (3), pp.327–348.
30. Moorman R. Relationship Between Organizational Justice and Organizational Citizenship Behaviors: Do Fairness Perceptions Influence Employee Citizenship? Journal of Applied Psychology. 1991, vol. 76 (6), pp. 845–855.
31. Erkutlu, H. The Moderating Role of Organizational Culture in the Relationship Between Organizational Justice and Organizational Citizenship Behaviors. Leadership & Organization Development Journal. 2011, vol. 32 (6), pp. 532–554.
32. Moorman, R. H., and Blakely, G. L. IndividualismCollectivism as an Individual Difference Predictor of Organizational Citizenship Behavior. Journal of Organizational Behavior. 1995, vol.16 (2), pp. 127–142.
33. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство / пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. СПб.: Питер, 2002. 336 с.
34. Томилин О. Б., Барнашова М. И., Томилин О. О. Организационная культура как новый управленческий ресурс стратегического менеджмента // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 3. С. 19–38.
35. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. СПб.: Питер. 2001. 320 с.
36. Макаркин Н. П., Томилин О. Б., Бритов А. В. Роль организационной культуры в эффективном менеджменте высших учебных заведений // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 5–6. С. 152–162.
37. Томи лин О. Б., К люев А. К., Другова Е. А., Фадеева И. М., Томилин О. О. Организационные конфликты в трансформации университетов: destruam et aedificato // Интеграция образования, 2019 (в печати).
38. «Двенадцать решений для нового образования». Экспертный доклад Центра стратегических разработок Высшей школы экономики / Руководители работ: Я. Кузьминов и И. Фрумин при участии Л. Овчаровой. Москва, апрель 2019 год. Doklad_obrazovanie_Web.pdf.
39. Teelken C. Compliance or Pragmatism: How Do Academics Deal with Managerialism in Higher Education? A Comparative Study in Three Countries. Studies in Higher Education. 2012, vol. 37 (3), pp. 271–290.
40. Aguinis H. Performance Management. Upper Saddle River: Pearson Prentice Hall, 2013.
41. Галажинский Э. В. Как будет меняться управление университетами // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 2. С. 3–6.
Рецензия
Для цитирования:
Томилин О.Б., Фадеева И.М., Томилин О.О. ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ВЫCШЕЙ ШКОЛЕ. Университетское управление: практика и анализ. 2019;23(1-2):141-154. https://doi.org/10.15826/umpa.2019.01-2.012
For citation:
Tomilin O.B., Fadeeva I.M., Tomilin O.O. INTELLECTUAL AND EMOTIONAL BURNOUT DEGREE ASSESSMENT AT HIGHER SCHOOL. University Management: Practice and Analysis. 2019;23(1-2):141-154. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2019.01-2.012